Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перспективы арктических проектов связаны с ледовой обстановкой на Северном морском пути

Перспективы арктических проектов связаны с ледовой обстановкой на Северном морском пути

Арктические проекты компании «Роснефть» имеют перспективу, хотя в этом вопросе нельзя забывать и про объективные риски – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Арктика является постоянной темой для компании «Роснефть»

Отметим, что глава «Роснефти» Игорь Сечин на Петербургском международном экономическом форуме(ПМЭФ) заявил, что его компания создаст Арктический кластер месторождений, причем с 2027 года там можно будет добывать около 100 млн тонн нефти в год. По мнению Сечина, данный проект должен стать локомотивом развития Арктики, а главные проекты «Роснефти» расположены у Северного морского пути.

В частности, это север Красноярского края, хотя здесь нельзя забывать про то, что такие оценки носят предварительный характер, и чтобы они были реализованы, нужно вложить в них значительное количество средств, не говоря о факторе внешней конъюнктуры.

Тем более, компания «Роснефть» любит презентовать крупные проекты, используя для их лоббирования масштабные события вроде того же ПМЭФ. К тому же, мы не должны забывать про ситуацию с проектом компании «НОВАТЭК» по производству СПГ на Ямале.

Действительно, проект «Ямал-СПГ» стал технологическим и политическим прорывом для России, но с точки зрения федерального бюджета он пока не принес нам ничего – это начинание было освобождено от налогооблажения и не приносит доходов в российскую казну. 

Очевидно, что арктические проекты компании «Роснефть» возможны только при прямой или, как минимум, косвенной помощи со стороны нашего государства, вследствие чего, возникают вопросы по перспективам данного начинания в среднесрочной перспективе.

«Что касается Арктики, то давно известно, что этот регион обладает богатыми ресурсами, как нефти, так и газа, поэтому интерес к его освоению имеется достаточно давно. И здесь нужно вспомнить, что до всей этой неприятной истории с санкциями компания «Роснефть» активно заключала контракты с зарубежными партнерами на развитие нефтегазовых проектов в Арктике», - констатирует Перов.

Соответственно, Сечин и другие представители «Роснефти» постоянно говорят о развитии арктических проектов, но, на самом деле, здесь есть большое количество проблем, причем наибольшие вопросы вызывает финансирование, а также импорт западных технологий.

«До событий 2014 года «Роснефтью» было создано несколько совместных предприятий с зарубежными партнерами, но затем все это сошло на нет. Впрочем, в последние несколько лет интерес к арктическим проектам снова пошел в рост», - заключает Перов

В этом вопросе важны инвестиции, технологии и таяние льдов

Другой вопрос, что до уровня 2014 года здесь пока далеко – например, «Роснефть» тогда планировала создание с компанией Exxon совместного проекта по технологиям и инновациям, которые могут быть использованы в рамках российских арктических проектов.

«Надо также задать вопрос, почему именно сейчас «Роснефть» и лично Сечин решили пролоббировать этот вопрос. Ведь на горизонте у нас явно не значится каких-либо геополитических улучшений, в результате чего, возникает вопрос, а что вообще есть в рукаве у этой структуры для реализации арктических проектов. Ведь это очень сложные для России начинания», - резюмирует Перов.

Как замечает эксперт, «Роснефть» до 2014 года заключала соглашения по развитию арктических проектов с упором на то, что в Россию благодаря ним пойдут инвестиции и, что еще важнее – западные технологии, на базе которых и должна была строиться вся работа в Арктике.

«В результате, есть основания говорить, что «Роснефть» делает эти заявления с прицелом на будущее, намекая государству, что у нее есть необходимый потенциал для развития этих проектов, и что она готова идти в этом направлении», - констатирует Перов

По словам Александра Валентиновича, «Роснефть» напирает здесь на то обстоятельство, что согласно большинству аналитических раскладок потребление энергоресурсов в мире будет расти, и чтобы закрыть эти потребности необходимы возможности Арктики.

«Именно Арктика, по мнению многих экспертов, может компенсировать падение добычи на традиционных российских месторождениях, и это также один из главнейших аргументов «Роснефти». Вместе с тем, здесь есть ряд очень серьезных сомнений», - заключает Перов.

Дело в том, что на сегодняшний день вся повестка, которая существует по Арктике и Северному морскому пути, увязана на то, что в этом регионе произойдет потепление, растают льды и, соответственно, судоходство и другие работы будут безопасней, чем это имеет место сегодня.

«Например, для освоения месторождения нужно будет завозить материалы с материка, и для этого планируется использовать трассу Северного морского пути. То же самое касается и всех других хозяйственных операций в Арктике», - резюмирует Перов

По этой причине, здесь многое базируется на том, как будут таять арктические льды, причем на этот счет есть разные мнения – например, финны оценивают эту перспективу гораздо скромнее, чем это прописано в рамках проектов компании «Роснефть».

Так что, в этой истории действует много разных факторов, включая и ситуацию со льдами на Северном морском пути.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 06.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики