Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост цен на бензин ограничат уровнем инфляции

Рост цен на бензин ограничат уровнем инфляции

Что ждет топливный рынок и независимых игроков в этом году

Цены на бензин будут расти лишь в пределах инфляции, а оснований для продления соглашений по топливу больше нет, — власти рассказали о ситуации на нефтяном рынке на Петербургском форуме. Крупные нефтяные компании это устраивает, а вот независимые игроки рынка, как выяснил «Коммерсантъ FM», готовятся подсчитывать убытки и сворачивать бизнес. Что будет с ценами на бензин и рынком АЗС в этом году? Разбирался Григорий Колганов.

Соглашение с нефтяниками о заморозке мелкооптовых цен на топливо истекает 1 июля и продлеваться не будет, заявил вице-премьер Дмитрий Козак в интервью «России 24». Но автолюбителям переживать не стоит: подорожания бензина выше инфляции (то есть примерно 5%) в течение этого года правительство не допустит — ситуацию спасет демпфирующий механизм, сказал господин Козак.

Дмитрий Козак, вице-премьер: Рост цен не будет превышать инфляцию, помесячно равномерно в течение года, а не залпом. Мы подготовили для правительства корректировку того демпфера, который был введен еще в прошлом году. Этот демпфер позволяет нам уверенно говорить о том, что мы эти обязательства выполним.

Демпфер, на который так уповает вице-премьер, это механизм компенсации нефтяникам выпадающих доходов в том случае, когда им выгоднее экспортировать сырье, нежели продавать топливо на внутреннем рынке. Изначальная формула возмещала небольшую часть убытков, а потому вызывала возмущение у производителей нефтепродуктов. Но теперь все пересчитали, и крупные игроки довольны. По крайней мере, глава «Газпром нефти» Александр Дюков на форуме в Петербурге сказал, что продлевать заморозку действительно не имеет смысла — новый демпфер все исправит.

Но удержит ли он цены на заправках? Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что так и будет, ведь у властей достаточно и других инструментов для стабилизации розницы: «Обсуждается механизм лицензирования экспорта, что тоже может повлиять на рынок в лучшую сторону.

НДС уже отыгран, плюс, кабмин же не снимал угрозу заградпошлин.

Если в рознице произойдет какой-то нелинейный рост, то экспортный блок может пострадать. Поэтому нефтяники тоже этим дорожат».

Еще один механизм сдерживания совсем недавно предложила Федеральная антимонопольная служба — там хотят обязать независимых производителей регулярно продавать нефтепродукты на бирже. А пока даже действующая заморозка цен на топливо дает сбои. По данным Росстата, в последнюю неделю мая средняя стоимость бензина выросла сразу на 18 коп. И это объяснимо, ведь как говорят независимые игроки рынка, уже сейчас литр 92-го на стеле должен быть на 5 руб. дороже.

Отказ властей от нового соглашения с нефтяниками вызывает сожаление у совладелицы сети АЗС GP Vympel Екатерины Савкиной. По ее мнению, удержать цены в пределах инфляции частникам вряд удастся, самое время подумать о закрытии бизнеса: «Соглашение нам, независимым заправкам, было полезно, потому что была большая разница между нетбэком и внутренним рынком. Сейчас оно утрачивает свою силу. При растущей рознице в рамках инфляции независимые заправки будут работать без маржи. Нам уже сегодня не хватает от 3 руб. до 6 руб.».

Кстати, мелкий опт еще в мае взлетел в цене на 20%. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов полагает, что ни пересчитанный демпфер, ни другие инициативы по сдерживанию стоимости горючего не сработают, а потому власти вскоре вернутся к прежним инструментам: «Расширения демфера, увеличения объемов реализации недостаточно.

Самое очевидное — собрать совещание и объявить о заморозке цен.

Это понятный метод, и мы уже несколько раз воочию видели, как он используется».

Интересно, что и при таком развитии событий независимым игрокам, по их собственному признанию, грозит банкротство. Зато бензин, по всей видимости, серьезно не подорожает. Правда, при таком ручном регулировании возникает риск дефицита топлива, но и с этой задачей власти наверняка справятся в свойственной им манере.

Ранее «Ъ» сообщал о планах «Роснефти» купить «Петербургскую топливную компанию» — одного из крупнейших независимых игроков в регионе. Официально информацию не подтверждают, но как уточняет издание, если сделка состоится, то «Роснефть» займет около трети рынка АЗС Петербурга. 

Автор: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 07.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики