Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Удастся ли России и Китаю оживить газопровод «Алтай»

Удастся ли России и Китаю оживить газопровод «Алтай»

В последнее время Китай дает России недвусмысленные намеки, что не прочь получать дополнительные объемы газа. Как наша страна может обеспечить эти поставки? И есть ли у нее столько газа, чтобы его хватило и европейцам, и китайцам?

Дело в том, что, как отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, газодобыча в России уходит все дальше на север. А, например, с месторождения Бованенково, «голубое топливо» поступает в «Северный поток». Так каким потенциалом обладает Россия в вопросе экспорта газа?

Прежде всего, появилась возможность снова сесть с Китаем за стол переговоров по газопроводу «Алтай» – этот тот самый западный газотранспортный маршрут, который ранее так был интересен России, поскольку оказывался не таким затратным, как восточный («Сила Сибири»). Но долгие годы продавить китайцев на этот контракт так и не удалось – по целому ряду причин. Однако сегодня ситуация стала меняться. Вполне вероятно, что в Поднебесной могут и пересмотреть свою прежнюю позицию – особенно если по этому вопросу будет принято политическое решение. 

«Есть и ряд уже разработанных месторождений в том же Ямало-Ненецком автономном округе, где не требуется каких-то значительных инвестиций, – Отмечает Юшков. – Как заявляет «Газпром», на таких месторождениях можно ежегодно добывать порядка 150 млрд кубометров газа. Иными словами, проблемы с добычей газа, в отличие от нефти, в России нет, но есть проблема продажи. Поэтому если будет подписан контакт на поставку газа в Китай по западному маршруту, то можно будет обеспечить его за счет уже действующих месторождений, не потребуется снимать дополнительные объемы с европейского направления».

Поставки газа в Европу и Китай – это те маршруты, которые, в принцип, не зависят друг от друга. Так что, никакого российского «разворота на Восток» не предвидится – Россия лишь диверсифицирует поставки, а «голубого топлива» будет достаточно на поставки по обеим маршрутам.

К тому же, новый участок газопровода, который нужно построить на западном маршруте, оказывается не очень-то и большим, так как этот российский регион уже имеет довольно приличную газовую инфраструктуру – газопроводы уже построены. И это принципиальное отличие «Алтая» от «Силы Сибири», где даже ресурсная база была в зачаточном состоянии, не говоря уж о том, что в Восточной Сибири газ по своему химическому составу несколько иной – он многокомпонентный, его нужно перерабатывать, а для этого нужны газоразделительные заводы. Всем этим Россия сегодня и занимается, инвестируя огромные средства в проект. Понятно, почему «Газпром» всегда отдавал предпочтение западному маршруту, но китайцы все-таки настояли на своем. 

В Западной Сибири добывается преимущественно чистый метан. В этом газе нет примесей гелия, а также в нем малое малым содержанием пропана и бутана. Оттого и затраты на поставку газа в Поднебесную по западному маршруту куда менее значительные, чем по «Силе Сибири».

Но все упирается в один самый актуальный вопрос – цену. Чтобы российский газ пошел через газопровод «Алтай» в Китай, нужно ее согласовать. А как раз этого прежде и не удавалось сделать.

«На западе КНР очень мало промышленных мощностей, поэтому газопровод придется тянуть на очень большое расстояние. Поэтому китайцы очень жестко торгуются по цене: они хотят брать газ на границе дешево, что является проблемой для «Газпрома». Если китайцы будут получать очень дешевый газ, европейские потребители могут потребовать скидки для себя. В результате ценовой вопрос оказывается единственным моментом, мешающим подписать контракт. Китай хотел бы привязать газ западного маршрута к среднеазиатским поставкам, прежде всего из Туркменистана. Какова цена туркменского газа для Китая, точной информации нет, поскольку Китай не только закупает газ в Туркменистане, но и получает его в рамках соглашения о разделе продукции. Определенно можно сказать лишь то, что туркменский газ для Китая довольно дешев, и такие же условия Китай хотел бы видеть и для российского западного маршрута», – отмечает Юшков.

Да, сегодня для России переговорная ситуация стала лучше, чем несколько лет назад – как стало известно, китайцы запросили дополнительные 6 млрд кубометров в год по “Силе Сибири”. Американские угрозы заставляют китайские власти пересматривать свои прежние подходы по существу дела. Китай не хочет в одночасье оказаться отрезанным от газовых поставок – например, если США вдруг перекроют Малаккский пролив, где они то и дело устраивают военные учения.

Однако, как отмечает Ющков, сегодня Китай в полной мере не может надеяться и на Туркмению, так сведения из этой страны поступают самые противоречивые – и в экономике там дела обстоят не очень хорошо, да и перспективы добычи газа также весьма туманные, так как деньги в газовые месторождения вкладываются огромные, а должной отдачи почему-то нет.

«Уже зимой 2017 года был серьезный перерыв в туркменских поставках. Это наводит на подозрение, что ситуация с ресурсной базой в Туркменистане сложная. В совокупности эти факторы позволяют рассчитывать на возобновление российско-китайских переговоров по западному маршруту», – считает Юшков.

Выходит, что газопровод “Алтай”, учитывая нынешнюю геополитическую конъюнктуру, вполне может быть реанимирован. 

Автор: Олег Мироненко

Источник: ТЭКНО:///блог, 10.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики