Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Договорятся ли Ереван и Москва по газу: российский эксперт рассказал о "загвоздках"

Договорятся ли Ереван и Москва по газу: российский эксперт рассказал о "загвоздках"

Ереван ожидает снижения цены, однако в условиях, когда тариф для российского потребителя повышается, здесь опасаются, что это повлечет за собой цепную реакцию в виде аналогичного решения на армянском рынке.

Информация о решении "Газпрома" с 1 июля повысить внутренние цены в России воспринята в Армении с нескрываемым беспокойством. Дело в том, что правительства двух стран сейчас ведут переговоры вокруг новых тарифов. Ереван ожидает снижения цены, однако в условиях, когда тариф для российского потребителя повышается, здесь опасаются, что это повлечет за собой цепную реакцию в виде аналогичного решения на армянском рынке.

Между тем, по мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, индексация внутрироссийских цен чисто символическая, и в этом смысле вряд ли стоит ожидать, что она автоматически приведет к подорожанию газа для Армении.

"Хотя цены в ЕАЭС ориентируются на внутрироссийские тарифы, тем не менее, жесткой привязки, как таковой, нет", — отметил эксперт в интервью Sputnik Армения.

Вице-премьер Армении Мгер Григорян еще 10 июня заявил, что окончательной договоренности с российской стороной пока нет. Он пояснил, что часть нынешних переговоров касается маржи (формированию тарифа со стороны "Газпром-Армения"), а другая — цены на границе. У правительства есть с "Газпром-Армения" предварительная договоренность о сокращении ряда расходов за счет оптимизации.

На следующий день в "Газпром Армения" сообщили нам, что переговоры близки к завершению. В компании, однако, не пояснили, стоит ли ожидать снижения цены. По мнению Гривача, проблема кроется в различных подходах правительства (регулятора) и хозяйствующего субъекта ("Газпром Армения"). 

"У регулятора есть инструменты для снижения тарифа за счет уменьшения налоговых изъятий, а он хочет это сделать за счет инвестора и внешнего поставщика. Дело в том, что маржа "Газпром Армения" была оговорена в рамках соглашения о приватизации и позволяет инвестору зарабатывать деньги и возвращать вложенный средства. Нужно понять, что это не благотворительная акция, а бизнес", — отметил он.

По словам замглавы ФНЭБ, сейчас конъюнктура на рынках газа дает импортерам, которые закупают газ по фиксированным льготным ценам, возможности для обсуждения ценового вопроса. Но, как правило, период низких цен заканчивается их быстрым ростом и сменой взглядов со стороны покупателя, говорит Гривач.

"Россия и Армения являются стратегическими партнерами, в том числе в газовой сфере. "Газпром" стал владельцем газовой инфраструктуры страны в тяжелый момент, обеспечил инвестиции в ее поддержание, модернизацию и развитие. Рост потребления газа в Армении — следствие этой многолетней работы", — добавил он.

Эксперт не исключает, что новые власти Армении в переговорах с Россией пытаются получить больше контроля или хотя бы усиления переговорных позиций во внутриполитическом и внешнеполитическом "торге".

Напомним, с 1 января 2019 года цена на российский газ выросла со 150 до 165 долларов за тысячу кубометров, а тариф для населения остался прежним, за счет сокращения расходов компании. Внутри страны тариф составляет почти 290 долларов за тысячу кубометров.

В связи с этим в "Газпром Армения" сейчас обсуждают вопрос сокращения персонала и оптимизации расходов. В противном случае сохранение тарифов для потребителей грозит накоплением огромного долга компании. "Газпром Армения", на 100% принадлежащая "Газпрому", поставляет газ на внутренний рынок Армении.

Автор: Ашот Сафарян

Источник: Sputnik Армения, 12.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики