Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский бензин приобретает аромат «арабской весны»

Российский бензин приобретает аромат «арабской весны»

Слова чиновников о сдерживании цен на топливо в пределах инфляции несостоятельны

По итогам мая нынешнего года стоимость бензина в стране увеличилась в годовом выражении уже на 2,8%. Таким образом, средневзвешенная стоимость литра этого моторного топлива достигла отметки в 44,09 рубля. За это же время дизельное топливо прибавило в цене 0,1% (+3 копейки за отчетный период), покорив 46-рублевый рубеж.

При этом, выступая на полях Петербургского международного экономического форума, министр энергетики Александр Новак подчеркнул: в течение 2019 года темпы роста цен на АЗС не превысят уровня инфляции. В 2020 же году, добавил он, ценам не даст преодолеть этот рубеж демпфирующий механизм.

«Что касается цен на розницу, они будут в пределах инфляции. Наша задача регулировать, в том числе за счет созданного инструмента, в рамках измененного налогового законодательства — обратного акциза, демпфера. Сдерживать рост цен на топливо в пределах инфляции — правительственная политика», — заявил он.

Как полагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, чиновникам в целом удастся выполнить свои обещания.

— Да методы, используемые властями, не бесспорны и вызывают в свой адрес диаметрально противоположные высказывания. Но лично я пока никаких поводов для беспокойства не вижу.

«СП»: — Но, как известно, 30 июня подходит к концу срок соглашения чиновников с нефтяниками о заморозке цен на топливо. Не будет ли его непродление означать, что в стране начнется очередной топливный кризис?

— Действительно, продлевать его чиновники пока не видят смысла. Однако, полагаю, демпфирующий механизм к тому времени будет работать гораздо лучше, не позволяя выпускать ситуацию из-под контроля. Кроме того, в руках правительства ведь есть еще такой мощный инструмент, как введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов.

Впрочем, ряд других экспертов придерживается мнения, что дела в этой сфере обстоят на так гладко, как это, возможно, кажется со стороны. Так, пресс-служба Независимого топливного союза недавно распространила соответствующее заявление.

«В прошлом году при аналогично складывающейся ситуации регуляторы тоже говорили, что цены на моторное топливо будут расти в пределах инфляции, в итоге мы получили ценовой скачок, который удалось остановить только лишь снижением акцизов на топливо, административным принуждением крупных нефтяных компаний к увеличению поставок на биржу и заморозкой розничных цен. Сейчас история повторяется», — говорится в нем.

Президент Фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов также призывает относиться с изрядной долей скептицизма к обещаниям чиновников высшего эшелона.

«Цены на топливо, — подчеркнул он в беседе с корреспондентом „СП“, — зависят от целого ряда факторов, которые чиновникам, по сути дела, не подконтрольны. И чтобы там они ни заявляли, я полагаю, в ближайшей перспективе цены на топливо все же превысят уровень инфляции. Потому что в руках у правительства остается крайне мало рычагов, которые могут каким-то образом удержать ситуацию».

Кстати, правительство, по сути, само оказалось виновато в скудости имеющегося арсенала воздействия на топливный рынок, принимая несколько лет подряд крайне, как выяснилось на практике, неудачные решения.

Например, налоговый маневр в нефтегазовой сфере оказался полностью провальным.

— Его смысл был в том, — напомнил главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов, — состоял в том, чтобы, с одной стороны, увеличить поступления в бюджет. С другой стороны, ожидалось, что поднятие внутренних цен до мирового уровня положит конец слишком расточительному и неэффективному использованию природных ресурсов, подстегнув компании к использованию энергосберегающих технологий. Но ничего этого не произошло.

Мы фактически лишились экспортных пошлин, хоть и компенсируемых повышением налога на добычу полезных ископаемых. К тому же, вместо бюджетных приобретений на практике правительству пришлось принимать решение о крупных дотациях бюджетникам, чтобы удержать цены на бензин. В итоге на дотации потрачены сотни миллиардов рублей, а проблемы остаются. Вертикально-интегрированные компании от этого, конечно, выиграли, но по факту была подорвана рыночная конкуренция. А в этом случае результат всегда одинаков — ухудшение качества услуг и продолжение роста цен на бензин. 

— С 1 января этого года очень сильно подняли налоги на бензин, — констатировал член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России Рустам Танкаев. — В полтора раза увеличили акциз, увеличили НДС, увеличили налог на добычу полезных ископаемых, увеличили тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Все это вместе привело к тому, что все нефтеперерабатывающие заводы в России стали нерентабельными, ведь цены на бензин и дизельное топливо зафиксированы еще с 31 октября.

Из 37 крупных нефтеперерабатывающих заводов восемь не входят в вертикально интегрированные компании, не существует источника для дотирования производства бензина и дизельного топлива на этих заводах. Значит, они разоряются. А предприятия производят около 10% бензина в России. Объемы производства бензина и объемы потребления у нас сейчас равны между собой. Если 10% убрать с рынка, будет дикий дефицит. Он приведет к резкому скачку цен.

Конечно, признал аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, в руках правительства все еще есть инструменты, которые могли бы обеспечить стабильность на рынке. Это, в частности, поднятие цены отсечения для нефти по бюджетному правилу и снижение акцизов на моторное топливо, которые в цене бензина занимают значительную долю.

Но это, уверяют эксперты, вряд ли произойдет. Если отменить акциз на бензин, то наш бюджет элементарно рассыплется.

— Основным источником поступления налогов в наш бюджет является нефтегазовый комплекс, облагаемый акцизами, экспортными пошлинами и ДПИ, сейчас это основной драйвер нашей экономики. И эта зависимость будет сохраняться еще очень долго, — продолжает тему эксперт-экономист Леонид Хазанов — Несмотря на то, что со всех экранов говорится о необходимости развития несырьевого экспорта, давайте посмотрим правде в глаза: мы как сидели на нефтяной игле, так и продолжаем на ней сидеть. У нас автомобилестроение, авиастроение и сельское хозяйство — далеко не такие уж сильные сферы, как хотелось бы. До сих пор аграрии получают субсидии, субсидируется даже продажа сельскохозяйственной техники. Все это вытягивают на себе нефть и газ.

Скорее всего, резюмировал Алексей Анпилогов, правительству ничего не остается, кроме как продолжать делать заявления о попытках сдержать рост цен на топливо в пределах инфляции, при этом не снижая налог на добычу полезных ископаемых (в противном случае придется повышать налоговую нагрузку на всю остальную экономику). Одновременно чиновники продолжат субсидировать нефтяникам разработку нефтяных месторождений, а цены на топливо продолжат упрямо ползти вверх.

Альтернатива этому, по мнению эксперта, — искусственное сдерживание цен на топливо на автозаправках. Нечто подобное, напомнил он, было в Египте, когда себестоимость производства топлива обходилась местной «нефтянке» в 2 фунта, а стоимость литра бензина на египетских колонках удерживалась на уровне 1 фунта. В итоге все это привело к полному истощению госбюджета и стало одной из движущих причин «арабской весны». И российское правительство этот момент, полагает Алексей Анпилогов, понимает.

Но если так, то слова доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова, сказанные им в беседе с «СП» в самом начале июня, выглядят пугающе пророческими.

— При достаточно высоких ценах на нефть и достаточно слабом рубле, — отметил он тогда, — налоговый маневр приводит к тому, что либо на внутреннем рынке должна расти стоимость топлива, либо там банально образуется его дефицит.

Кроме того, в 2024 году нам обещано обнуление экспортной пошлины. После этого теоретически стоимость топлива в России должна сравняться со стоимостью топлива в Европе. Морально нам уже пора готовиться к 1,2−1,4 евро за литр. Просто одномоментное повышение цен до такого уровня было бы слишком болезненным, поэтому через субсидии и договоренности (часто неформального характера), резкий рост стоимости бензина будет сдерживаться, чтобы граждане успели привыкнуть. 

Автор: Андрей Захарчено

Источник: Свободная пресса, 16.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики