Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» уперся в подводные камни

«Северный поток-2» уперся в подводные камни

Дания ждет, что Россия и США оставят её в покое

После победы на парламентских выборах Социал-демократическая партия Дании несколько изменила свою позицию по «Северному потоку-2». Таким наблюдением делится с читателями газета Jyllands-Posten.

«Министерство иностранных дел должно дать оценку, которая станет основой для принятия решения о том, должны ли мы удовлетворить заявку (на строительство газопровода — прим. ред.)», — заявил спикер партии по международной политике Ник Хеккеруп. Ранее он выступал резко против строительства газопровода. Теперь же правящая партия недвусмысленно намекает, что в случае одобрения со стороны МИД она готова пойти навстречу «Газпрому».

Впрочем, весьма вероятным кажется другой сценарий — Копенгаген будет рассматривать заявки до тех пор, пока Россия не плюнет и не начнет прокладывать газопровод по альтернативному маршруту. Казалось бы, для датчан, которые не хотят попадать под перекрестный огонь больших геополитических игроков, это идеальный вариант.

С другой стороны, он тоже сопряжен с большими рисками. За противодействие строительству «Северного потока-2» Дании грозят судебные разбирательства. И требования возместить убытки ей будет предъявлять не только «Газпром», но и крупные европейские компании, которые участвуют в реализации проекта.

Дания — последняя страна, которая медлит с выдачей разрешения на прокладку газопровода в своих территориальных водах или исключительной экономической зоне. При этом ставки в игре не столь высоки: «Северный поток-2» все равно будет построен. Изменение оптимального маршрута может привести лишь к удорожанию проекта. Понимая это, его европейские противники уже сосредоточились на попытках искусственно ограничить пропускную способность трубы путем внесения изменений в Газовую директиву ЕС.

Тогда почему Дания по-прежнему стоит на пути «Северного потока-2»? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что это инициатива не самих датчан.

— Если бы на них не давили, они бы давно уже выдали разрешение, и повторился бы сценарий прокладки «Северного потока-1». Данию заставили принять закон, по которому подобные заявки рассматриваются не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения национальной безопасности.

Но проблема заключается в том, что закон приняли позже, чем «Газпром» подал первую заявку. То есть датчане не могли рассматривать её с учетом новых законодательных норм.

Сказать, что «Северный поток-2» не отвечает экологическим требованиям, негативно влияет на окружающую среду? Тоже не вариант: когда строилась первая нитка газопровода, Дания сама предложила этот маршрут как наиболее безопасный. По нему и был проложен «Северный поток-1», который на окружающую среду никак не влияет, с ним все в порядке.

По сути, датчане оказались между молотом и наковальней. Между европейским бизнесом и Россией с одной стороны и Соединенным Штатами с другой. Их поведение можно понять. Представители Дании открыто несколько раз говорили, что мы, дескать, маленькая страна, мы не хотим ничего решать — разберитесь сами.

В итоге Копенгаген не дает ни разрешения, ни отказа. «Газпром» подал уже третью заявку. И здесь есть риск, что на датчан будут подавать в суд. Насколько я понимаю, иски уже готовятся. Данию могут обвинять в том, что она злоупотребляет своими полномочиями.

На Петербургском международном экономическом форуме исполнительный директор Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг буквально рвал и метал: говорил, что Дания ведет себя неподобающим образом, её заставят принять заявку. Поэтому датчанам, конечно, не позавидуешь. Они бы с удовольствием скинули с себя это бремя, но не могут.

Теперь, когда Дания осталась последней страной, которая не выдала разрешение, на неё давят еще сильнее. Причем с обеих сторон. 

«СП»: — Хотела снять с себя ответственность, а в итоге оказалась в еще более затруднительном положении?

— Да. Полагаю, датчане рассчитывали, что американцы все же введут санкции, и тогда проект остановится. Потом решили требовать у «Газпрома» какую-то дополнительную информацию в надежде, что тот от них отстанет. Но ничего не выходит, от Дании ждут ответа.

Давайте не забывать, что от Дании строится газопровод в Польшу — Baltic Pipe. И это сопряжено с еще большими неудобствами. Получается, Дания заинтересована в остановке «Северного потока-2», потому что на европейском рынке он будет конкурировать с Baltic Pipe. Со стороны кажется, что Копенгаген пытается «запороть» невыгодный для себя проект. А это уже нечестная конкуренция, которую в ЕС считают очень зазорным делом.

«СП»: — Если «Северный поток-2» не проходит в территориальных водах Дании, то его проложат по альтернативному маршруту. То есть он все равно будет построен. Исходя из этой логики, сопротивление датчан бессмысленно?

— Датчанам все равно, будет построен «Северный поток-2» или нет. Для них просто важно показать, что их позиция не идет вразрез с позицией США. Поэтому пусть газопровод будет построен, но они сыграют ту роль, которую им велели сыграть Вашингтон и Брюссель.

«СП»: — Брюссель?

— В Евросоюзе нет единства по поводу «Северного потока-2». Брюссель как наднациональный орган выступает резко против этого проекта. Но это не значит, что вся Европа против. Бизнес обеими руками за. По сути, европейцам бесплатно строят новую трубу, которая повышает надежность их газоснабжения. Сейчас у «Газпрома» нет выбора, как доставлять газ в Европу — есть всего один безальтернативный транзитер в лице Украины.

Примечательно, что Европа в целях диверсификации поставок строит СПГ-терминалы и говорит, что она хочет иметь выбор. А когда «Газпром» строит обходные трубопроводы, чтобы выбирать, по какому маршруту экспортировать газ, ему говорят: «Нельзя, ни в коем случае».

Американцы сегодня открыто призывают покупать их сжиженный природный газ, в котором есть «молекулы свободы». Это не мои слова — так выражаются в Министерстве энергетики США. Европейский бизнес прекрасно понимает, к чему это приведет. Сегодня Вашингтон разделяет газ на «правильный» и «неправильный», а завтра потребует сократить поставки «неправильного», то есть российского. В Европе из-за этого возникнет дефицит голубого топлива, цены вырастут, и американцы смогут выгодно реализовывать свой СПГ на этом рынке.

В конечном итоге пострадает сама Европа. Удорожание газа ударит по промышленности, европейские товары станут менее конкурентоспособны, чем американские, произведенные на дешевом сланцевом газе (в США он дешевый). Здесь мы уже переходим в плоскость глобальной торговой конкуренции.

«СП»: — Можно ли предположить, что Дания специально тянет время, чтобы сорвать сроки реализации «Северного потока-2»? Россия ведь не случайно спешит закончить строительство к 2020 году — аккурат к окончанию транзитного договора с Украиной.

— Американцам сейчас важно, чтобы мы остались «заперты» в украинском транзите. А дальше можно придумывать различные механизмы сокращения российских поставок. Либо просто ввести санкции, либо устроить какую-нибудь аварию на газопроводе.

Мы же видели, что Украина может подрывать энергетическую инфраструктуру по политическим мотивам. Давайте вспомним, что произошло с опорами ЛЭП на границе с Крымом. Пришли какие-то непонятные люди и взорвали их. Где гарантии, что эти же люди не взорвут газопровод?

По большому счету, американцам не нужен ни «Северный поток-2», ни украинский транзит. Им вообще российский газ в Европе не нужен. Пусть украинцы не радуются, что США помогают им удержать российский газ. Это неполная схема. Следующий шаг — сокращение объемов украинского транзита.

Думаю, поэтому и Иран заводят под санкции. В 2014 году Европа поставила закономерный вопрос: «Если мы вводим санкции против России, то у кого будем покупать газ?». Американцы быстро сняли санкции с Ирана, подписали с ним соглашение. Дескать, сейчас построим газопровод, и будете получать иранский газ. Потом США сами стали экспортерами. Ни российские, ни иранские поставки в Европу им уже не нужны. 

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: Свободная пресса, 18.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики