Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Предложение Киева по транзиту газа эксперты назвали «кривым»

Предложение Киева по транзиту газа эксперты назвали «кривым»

«Продавать газ «Нафтогазу» на границе, а потом его выкупать – это какая-то кривая прямая. Зачем? Она не имеет смысла в принципе», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт в области энергетики Алексей Гривач, комментируя предложение «Нафтогаза» заключить с Газпромом контракт не на транзит, а на «своп» газа, что подразумевает продажу голубого топлива для ЕС на границе с Украиной.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что, прежде чем выступать с подобными предложениями, «Нафтогаз» должен быть разделен и из него должны быть «выделены функции по транспортировке газа».

«Это не такое уж и добросовестное предложение, потому что «Нафтогаз» по большому счету не является стороной переговоров. В соответствии со своими обязательствами «Нафтогаз» не должен осуществлять транзит. Либо же Украина должна сказать, что не будет выполнять европейские директивы... А сейчас это выглядит таким образом, что функционер «Нафтогаза» предлагает Газпрому обойти европейские требования? Это выглядит достаточно противоречиво», – считает Гривач.

Он предположил, что Витренко сделал подобное заявление с целью остаться в компании и «распределять прибыли от транзита».

«Но к реальным переговорам эта позиция не имеет никакого отношения. Самый простой вариант – это продолжение действия контракта, пока не найдется более приемлемая для Газпрома формула. Продавать газ «Нафтогазу» на границе, а потом его выкупать – это какая-то кривая прямая. Зачем? Она не имеет смысла в принципе. Чтобы эта формула работала, должно быть доверие. Какое может быть доверие между Газпромом и «Нафтогазом» сейчас? Да никакого. Эта формула лишняя. Украина, как подписант договора энергетической хартии, обязана обеспечить непрерывный транзит», – подытожил эксперт.

Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, Газпром отверг возможность заключения контракта с Киевом на транзит газа на европейских условиях из-за отсутствия на Украине необходимых для этого структур.

По словам члена правления Газпрома Сергея Кузнеца, у Украины еще «нет тех институтов, которые могли бы полноценно выполнять те функции, которые мы ожидаем от таких институтов, как регулятор, транспортный оператор».

«Без понимания того, кто твой контрагент, действительно очень сложно строить какие-то предпосылки или предположения в отношении будущего транзитного контракта», – добавил Кузнец.

13 июня министр энергетики России Александр Новак также заявил, что Украина не готова к заключению контракта по транзиту газа по европейскому законодательству, поэтому проще продлить действующий. Кроме того, Новак заявил, что Россия может возобновить поставки газа на Украину по цене ниже на 25%. Он также сообщал, что Россия готова пойти на мировое соглашение по арбитражным разбирательствам с Газпромом.

В то же время исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко, признав правоту Сергея Кузнеца, заявил, что украинская компания намерена предложить Газпрому альтернативу контракту на транзит газа в виде «спотовых» контрактов.

По его замыслу, Газпром должен передавать определенный объем газа на границе Украины с Россией, а «Нафтогаз» должен передавать точно такой же объем на границе Украины с ЕС. Передача газа будет подтверждаться смежными операторами из Словакии, Венгрии, Польши и Румынии.

При этом «Нафтогаз» намерен самостоятельно заключать контракт на услуги по транспортировке газа по обособленной оператором газотранспортной системе.

Напомним, в 2020 году закончится 10-летний договор России и Украины на транзит газа через украинскую территорию. В апреле в «Нафтогазе» говорили, что на трехсторонних переговорах Газпрому предложат забронировать мощности для транзита в среднем 60 млрд кубометров газа в год на срок примерно 10 лет.

Автор: Иван Абакумов 

Источник: Взгляд, 18.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики