Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лето не бесконечно: Дания так или иначе ответит за «Северный поток-2»

Лето не бесконечно: Дания так или иначе ответит за «Северный поток-2»

Данию могут обязать компенсировать убытки, которые возникнут в результате задержки реализации проекта «Северный поток-2», говорят в «Газпроме». На сегодня Дания остается единственной страной, которая упорствует в выдаче разрешения на строительство газопровода в своих территориальных водах. Опрошенные ЕАД эксперты сомневаются, что ситуация зайдет настолько далеко, что Данию вынудят выплачивать некую компенсацию. С другой стороны, прогнозируют аналитики, ситуация так или иначе должна разрешиться, причем в ближайшее время.

«Маловероятно, что эта компенсация будет запрошена», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Если спор перейдет в судебную плоскость, это лишь отодвинет ввод в строй газопровода, процесс может затянуться на годы и стороны понесут дополнительные издержки и репутационные риски.

«В интересах каждой из сторон договориться и завершить строительство, — говорит Баранов, — что позволит европейским потребителям из разных стран быстрее получать российский газ как для промышленных, так и для бытовых целей, тем более что лето не бесконечно». Достичь компромисса тем проще, что предложено несколько вариантов прохождения трубопровода возле острова Борнхольм, нет принципиальных разногласий о необходимости данного проекта, напоминает эксперт.

В свою очередь, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян сомневается в том, что Дания пойдет на какие-либо компенсационные выплаты за задержку строительства «Северного потока-2». «Все-таки тут речь идет о задержке в сроках рассмотрения разрешения на строительство, то есть, по сути, Дания на себя пока никаких обязательств по этому проекту не взяла, — поясняет он в комментарии EADaily. — Максимум речь может пойти о несущественном штрафе за необоснованные задержки сроков рассмотрения, но только в том случае, если этот штраф действительно удастся как-то обосновать». Эксперт предполагает, что таким образом «Газпром» хочет «подтолкнуть датскую сторону более активно рассматривать вопрос с выдачей этого разрешения и ужесточение риторики может служить лишь этой цели». Что касается выдачи разрешения, то Авакян считает, что «этот процесс активизируется уже в ближайшие месяцы — максимум до конца лета должны начаться предметные переговоры».

Заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что шансы на получение компенсации все-таки есть, «поскольку все понимают, что Дания искусственно и необоснованно затягивает удовлетворение заявки компании-оператора». Однако пока рано принимать решения, так как выдача датским регулятором разрешения в ближайшие месяцы позволит завершить строительство в срок. «В Дании сменилось правительство, — напоминает Гривач. — Новое не столь связано политическими обязательствами предыдущего кабинета и может вывести ситуацию из опасного для репутации и казны Дании клинча».

«Если в Копенгагене действительно намерены больше не затягивать решение вопроса, возможно, они получили какие-то закулисные сигналы из США, побуждающие Данию сменить тактику», — заявил EADaily ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. С одной стороны, такое объяснение выглядит парадоксальным на фоне постоянных заявлений Соединенных Штатов о противодействии проекту «Северный поток-2». «Однако в международной политике нередко случается, что жесткая риторика в публичном пространстве прикрывает готовность к компромиссу в ходе закулисных переговоров», — говорит Нейжмаков.

В датских же политических СМИ ситуация вокруг «Северного потока-2» часто обсуждалась в свете одной проблемы — как затянуть принятие решения по данному вопросу, чтобы у Дании не появилось новых проблем в отношениях как с ФРГ и Россией с одной стороны, так и с США — с другой.

Однако, напоминает эксперт, «в последнее время Копенгаген довольно активно дает понять, что процесс может сдвинуться с мертвой точки».

Проект «Северный поток-2» предполагает сооружение двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год, который пройдет от побережья России по дну Балтийского моря до Германии. Проект планируют завершить к концу 2019 года. Газопровод пройдет через территориальные воды или исключительные экономические зоны РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Дания получила от оператора проекта — Nord Stream 2 AG уже три заявки. Последняя была подана в апреле и касалась исключительной экономической зоны Дании к югу от острова Борнхольм. Против проекта неоднократно высказывались США, заявляя о том, что его реализация усилит зависимость стран Европы от российского газа. С той же настойчивостью, с которой Соединенные Штаты противостоят «Северному потоку-2», они продолжают предлагать Европе свой сжиженный природный газ.

Источник: EADaily, 19.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики