Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему позиция литовских властей по "Северному потоку–2" вредит экономике республики

Почему позиция литовских властей по "Северному потоку–2" вредит экономике республики

Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс заявил, что "Северный поток–2" является примером неуважительного отношения к единой политике Евросоюза. Почему глава ведомства делает подобные заявления, противоречащие принципам организации, портал Baltnews узнал у ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.

Реализация проекта "Северный поток–2" является примером неуважения к единой политике Евросоюза, заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в беседе с хорватским интернет-порталом Euractiv Croatia

По его словам, в Евросоюзе достигнуты договоренности о приверженности единым принципам политики в энергетической сфере во избежание зависимости от поставок энергоносителей из одного источника.

Линкявичюс подчеркнул, что это "довольно простой принцип, который иногда не соблюдается и не применяется". 

"Северный поток–2" является примером неуважения к нашей основной политике и последовательности", – добавил глава МИД Литвы.

Мнение

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, главный принцип, которому должны быть привержены все страны Евросоюза, гласит о необходимости учитывать национальные интересы каждой страны-участницы.

"Политики Евросоюза и мнения внутри него не должны быть едиными. Политика ЕС предполагает, что есть несколько мнений, и идет дискуссия. Здесь никакого диктата со стороны одних стран другим не должно быть. Литва представляет всю эту историю так, что как она хочет, так должны хотеть все. Но это же не так. Они пытаются убедить европейскую общественность в том, что на самом деле все участники Евросоюза выступают против "Северного потока–2", и якобы на самом деле непонятно, зачем он строится", – отметил эксперт в беседе с порталом Baltnews. 

"Но в проекте этого газопровода участвуют пять европейских компаний и множество государств, которые имеют более-менее суверенную политику и открыто выступают за этот проект, в частности Германия. [Канцлер Германии] Ангела Меркель неоднократно заявляла о необходимости строительства этого трубопровода, пусть и с оглядкой на Брюссель и Вашингтон, добавляя, что нельзя допустить обнуление украинского транзита газа", – напомнил Юшков.

Он отметил, что в Евросоюзе активно поддерживают российский газовый проект, поскольку он отражает интересы этих стран.

"Все деловые круги полностью поддерживают этот проект. Тут сложно представить какую-либо компанию, которая будет выступать против. В том числе и в Литве. Литовские власти пытаются всех убедить в том, что Евросоюз должен отказываться от российского газа, хотя сами литовские компании максимально делают закупки по трубопроводу из России, потому что он дешевле. Когда их законодательно обязали долю потребляемого газа брать через СПГ-терминал в Клайпеде, который экономически нерентабелен и никому не нужен, то компании были вынуждены подчиниться. Однако, когда недавно в России заработал СПГ-завод в Ленинградской области в Высоцке, все стали закупать сжиженный газ там, потому что он там дешевле. И литовские политики тут испугались: как же так, мы же строили терминал против России, а тут опять российский газ прошел", – подчеркнул аналитик. 

По словам Юшкова, позиция Литвы не отражает реального отношения стран Европы к газопроводу, а попытка диктовать им свои условия противоречит европейской политике.

"По сути это попытка выдать желаемое за действительное. Никакого консенсуса против российского газа и "Северного потока–2" в Европе нет. Литва навязывает остальным странам Евросоюза свою точку зрения, и это неэтично. Это не отвечает духу Евросоюза. Если этот проект Литвы не касается, то почему она должна запрещать другим странам его реализовывать, которым он будет полезен?" – заявил Юшков

По его мнению, "Литва делает очень эгоистичное заявление". "У них есть СПГ-терминал, у них есть газопровод из России. Вильнюс же не отказывается от российской трубы и продолжает большую часть газа от него. А почему, например, Германия не должна строить для себя прямой газопровод? Почему она должна зависеть от стран-транзитеров? Здесь у Литвы очень эгоистичная позиция, которая не отражает дух Евросоюза, согласно которому страны-участники должны учитывать интерес друг друга", – заключил эксперт.

Напомним, что литовская компания Aсhema, которая является крупнейшим производителем азотных удобрений в Балтии, вынуждена закупать для своего производства газ с СПГ-терминала в Клайпеде. Это привело к большим убыткам компании. Кроме того, она выплачивает основную часть сбора за содержание терминала, что не соответствует условиям конкуренции. 

Источник: Baltnews.lt, 21.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики