Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический проигрыш. Почему Прибалтика выходит из БРЭЛЛ

Энергетический проигрыш. Почему Прибалтика выходит из БРЭЛЛ

Президент Литвы Даля Грибаускайте считает, что выход балтийских республик из БРЭЛЛ позволяет избавиться от "политического давления через энергетику" со стороны третьих стран. Что имеет в виду Грибаускайте, объясняет портал Baltnews.

Страны Балтии и Еврокомиссия подписали дорожную карту, которая предусматривает синхронизацию электросетей балтийских республик с континентальной Европой через Польшу.

Президент Литвы Даля Грибаускайте считает, что выход балтийских республик из энергокольца БРЭЛЛ позволит избавиться от "политического давления через энергетику" со стороны третьих стран.

"После реализации проекта синхронизации будет окончательно закреплена энергетическая самостоятельность региона. Страны Балтии отключатся от контролируемого Россией энергетического кольца БРЭЛЛ и станут интеграционной частью энергосистемы континентальной Европы. Это не позволит третьим странам оказывать на нас политическое давление через энергетику", – приводит слова президента ее пресс-служба

Также отмечается, что за прошедший год проект синхронизации продвинулся вперед: была утверждена программа синхронизации через действующую энергетическую перемычку Литвы и Польши LitPol Link и новый морской кабель Harmony Link.

"Подписано соглашение о подготовительных работах по прокладке Harmony Link. Выделена первая финансовая помощь реализации проекта в рамках механизма Европейских инфраструктурных сетей", – резюмирует пресс-служба главы республики.

С другой стороны

Министр энергетики России Александр Новак во время встречи с с заместителем председателя Европейской комиссии Марошем Шефчовичем отметил, что российская сторона уважает право стран Балтии на выход из энергокольца к 2025 году.

"Мы уважаем их суверенное право и планы стран Прибалтики на выход к 2025 году из режима синхронной работы энергосистем в рамках энергокольца БРЭЛЛ, но считаем его технически и экономически нецелесообразным. Десинхронизация, на наш взгляд, – исключительно политический проект", – заявил Новак.

В то же время, по словам Новака, Россия готова продолжить сотрудничество с участниками энергокольца БРЭЛЛ:

"Мы заинтересованы в безопасном функционировании энергосистем бывших участников энергокольца, а также в проработке вопроса сохранения возможности взаимодействия с ними даже после десинхронизации". 

Отметим, что Россия готовится к выходу балтийских республик из БРЭЛЛ. Об этом сообщил губернатор Калининградской области Антон Алиханов:

"На фоне не только угроз, но и конкретных действий прибалтийских государств о выходе из этой системы, что могло поставить нас на очень серьезную грань блэкаута и постоянных отключений, мы подготовились быстрее, чем наши европейские коллеги. И после этого теста можно точно сказать, что мы полностью готовы, и даже если что-то произойдет с этой системой, мы к существованию в режиме энергетического острова готовы".

Мнение

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшковаглавная проблема при выходе из БРЭЛЛ для стран Балтии заключается не в технической подготовке.

"По каким ценам они теперь будут покупать и в отдельные страны продавать свою электроэнергию? Я думаю, что экономически они проиграют из-за выхода из БРЭЛЛ. И Белоруссия, и Россия готовы были поставлять электроэнергию в страны Балтии по довольно низким ценам. Я думаю, что на европейском рынке цены будут выше", – заявил Юшков Baltnews. 

Эксперт считает, что в рамках выхода из БРЭЛЛ любая сумма является для стран Прибалтики весомой. Он также отметил, что новые условия на энергетическом рынке будут создавать напряжение для экономики стран, поскольку на европейском рынке тарифы выше. Эксперт полагает, что при импорте электроэнергии энергокомпании Прибалтики платили бы меньше, что делает проект экономически невыгодным.

"Выход из БРЭЛЛ – это чисто политическое решение, и экономически оно никак не обосновано", – подчеркнул аналитик. 

Источник: Baltnews.lt, 24.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики