Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конгресс США и Дания могут затормозить "Северный поток – 2"

Конгресс США и Дания могут затормозить "Северный поток – 2"

Американские санкции ударят по главным партнерам "Газпрома"

В ближайшее время Конгресс США может принять закон об энергетической безопасности Европы, который нанесет самый чувствительный удар по строителям газопровода «Северный поток – 2» (СП-2). Комитет по иностранным делам единогласно одобрил законопроект о наказании владельцев судов-трубоукладчиков, участвующих в строительстве СП-2 или «Турецкого потока». Собственных кораблей-трубоукладчиков у РФ нет.

Комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США одобрил проект закона «О защите энергетической безопасности Европы 2019 года», предложенный республиканцем Адамом Кинзингером. Законопроект предусматривает запрет на въезд в США и заморозку находящихся в юрисдикции США активов лиц, причастных к «продаже, аренде, предоставлению» судов для укладки в море российских трубопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».

Судя по информации на сайте Конгресса, атака законопроектами российских трубопроводов идет по методу «москитного флота» – с вариантами названий и разными «спонсорами», то есть конгрессменами, которые заявляют их к рассмотрению в различных комитетах. 14 июня законопроект с санкциями против «Северного потока – 2»  и других российских газопроводов вносил сенатор Джон Баррассо, в середине мая – Тед Круз, тот же Джон Баррассо, Том Коттон (республиканец) и Джин Шейхин (демократ). Один из первых вариантов проекта закона Баррассо и Кори Гарднер заявляли еще в августе 2018-го. Санкции против СП-2 президент США Дональд Трамп мог вводить и на основании закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который он подписал в августе 2017-го, но в нем не было конкретики. К тому же пока его останавливала резкая реакция Германии, заинтересованной в строительстве СП-2. Немцы обращали внимание на то, что в строительстве задействовано свыше 600 европейских фирм, ущерб от санкций ударил бы слишком по многим из числа союзников.

Трамп 12 июня заявлял, что изучает вопрос о введении санкции против «СП–2», хотя и считает, что лучший способ противостоять российскому влиянию в энергетической сфере в Европе – продажа сжиженного природного газа (СПГ) из США в Евросоюз. Ранее эксперты «НГ» поясняли, что это труднореализуемый сценарий, так как американский газ гораздо дороже российского.

Что касается «Турецкого потока», то законопроект уже опоздал, две трубы по 1820 км на дно Черного моря уложены. В ноябре 2018-го за церемонией завершения стройки в режиме телеконференции из Стамбула наблюдали президенты РФ и Ткрции Владимир Путин и  Реджеп Тайип Эрдоган. Глава «Газпрома» Алексей Миллер находился в это время на борту судна-трубоукладчика Pioneering Spirit, принадлежащего итальянской компании Saipem.

Под удар американского законопроекта как раз и попадает и сама эта компания, и ее собственники. На строительстве СП-2 в Балтийском море работают судно Castoro Dieci, принадлежащее Saipem, и два морских трубоукладчика (Audacia и Pioneering Spirit) швейцарской компании Allseas. 

Вообще в мире не так много фирм и судов, которые могут выполнять такие работы. Это, по сути, плавучие заводы. «Газпром» пытался подстраховаться – в мае 2016 года компания объявила, что купила 150-метровое судно Jascon 18 (получившее новое имя «Академик Черский») и переоборудовала его в морской трубоукладчик, однако в прокладывании экспортных трубопроводов «Газпром» его не задействует.

В одном из вариантов законопроекта предлагалось наказывать подрядчиков «Газпрома» даже задним числом, но в последнем тексте говорится о вступлении санкций «в день или после даты вступления закона в силу». «Не думаю, что введение санкций против компаний задним числом, за ранее выполненные работы, было бы просто провести через Сенат США. Сомневаюсь, что это в принципе возможно, так как действие новых законов не может распространяться на уже произошедшие ранее события», – сказал «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. 

Угрозу введения санкций против строительства российских морских газопроводов эксперт оценивает как малосущественную. «Запрет на въезд в США и заморозка активов – это неприятно, но не настолько, чтобы прекратить работы, большая часть которых уже выполнена», – говорит Калачев. По последним сведениям «Газпрома», проложено уже около 60% подводной части «СП-2», а в настоящее время укладка ведется в водах Финляндии. 

Однако ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков считает, что угроза введения санкций против СП-2, предполагающих запрет на предоставление судов трубоукладчиков, является основным риском для этого трубопроводного проекта. «Компания – оператор СП-2 получила кредиты на финансирование проекта фактически в полном объеме, все материалы закуплены. Поэтому запрет на предоставление финансирования уже не сработает. А вот работы по укладке трубы продолжаются. Проблема для «Газпрома» заключается в том, что у компании нет собственных судов трубоукладчиков, которые гарантированно могли бы построить такой газопровод, как СП-2. Если бы «Академик Черский» мог проложить трубу, то «Газпром» привлек бы его к работам, чтобы ускорить строительство, но пока это судно стоит в Находке без движения».

Вместе с тем Юшков обращает внимание, что одобрение законопроекта одним из комитетов – это еще далеко не принятие закона. «Есть веские основания считать, что газопровод все-таки будет достроен. Европейский бизнес и часть стран поддерживают СП-2, им важно достроить трубопровод, чтобы гарантировать получение российского газа без стран-транзитеров», – говорит Юшков. По его мнению, в Европе все прекрасно понимают, почему США так активно противодействуют СП-2.

«Вашингтон хочет запереть Россию на украинском транзитном коридоре, а дальше либо руководство украинского «Нафтогаза» откажется подписывать транзитный договор, либо «радикалы» взорвут участок трубы и не пустят туда ремонтников, как это было с ЛЭП в Крыму. В результате поставка российского газа в Европу сократится, нас обвинят в ненадежности поставок, а возникший при этом дефицит газа в Европе поднимет цены, и тогда компаниям – поставщикам американского СПГ будет выгодно продавать его на европейском рынке», – поясняет Юшков.

Эксперт считает, что даже введение санкций не гарантирует того, что швейцарская Allsea будет выполнять ограничения. «Это семейная фирма, интересов в США у нее не так много, а заказы «Газпрома» для нее очень важны», – говорит Юшков. Кроме того, он считает, что США могут просто не успеть ввести в действие новые ограничения, так как процесс принятия санкций небыстрый.

Но кроме угрозы американских санкций остается еще один фактор, который может значительно задержать сдачу СП-2 в эксплуатацию. Глава австрийской компании OMV Райнер Зеле считает, что срыв сроков ввода в эксплуатацию газопровода в связи с позицией Дании, затягивающей согласование проекта, может стать реальностью (эта страна пока единственная, не предоставившая «Газпрому» разрешение на прохождение трубы по ее водам). «Это теоретическая возможность. Nord Stream 2 AG (оператор строительства СП-2. – «НГ») может выполнить план. Но нам неизвестно, когда будет предоставлено разрешение датских властей. Чем позднее мы его получим, тем задержка в запуске газопровода может стать реальнее», – сказал Зеле.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 27.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики