Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

С. Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

1 июля истекает срок действия соглашениянефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках. Подписание документа позволило добиться прекращения резкого роста цен на топливо, происходившего в 2018 году.

Нефтяные компании утверждают, что соглашение продлеваться не будет. Такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и Козака с нефтяниками 17 июня. Тем не менее стороны на словах договорились, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию.

О том, как отразится отмена соглашения на потребителях и что ждать рынку, если нефтяники нарушат договоренности, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Эпизод борьбы, в которой сошлись нефтяные ВИНКи, правительство и независимые заправщики, близится к завершению. Соглашение между нефтяниками и кабмином, условно называемое «соглашением Козака», не будет продлено, по крайней мере, в своем прежнем виде, после 1 июля 2019 года. Однако считать, что все ключевые проблемы решены и установился более-менее приемлемый для всех баланс интересов, пока рано.

Если говорить о ближайшем будущем, то вряд ли нефтяные компании и игроки рынка АЗС «сорвутся с цепи» и начнут резко задирать цены, компенсируя себе прошедший целый год ограничений. Все отлично видят, насколько социально чувствительной является тема стоимости моторного топлива: ее коснулся и Владимир Путин на «прямой линии» с населением, и Дмитрий Медведев, когда дал указание вице-премьеру Дмитрию Козаку проверить темпы роста цен на топливо на Дальнем Востоке. 

Потенциальное масштабное общественное недовольство вызовет давление на власти, а они тогда сами пойдут по жесткому пути вроде введения заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты. Поэтому летом рост цен будет умеренным, не сильно превышая инфляцию.

А вот насчет последующего времени есть вопросы. Ведь ключевые проблемы не решены, а именно - не решена проблема восприятия нефтяными компаниями действующей налоговой политики как излишне жесткой и даже репрессивной. «Налоговый маневр» в особенности бьет по перерабатывающему сегменту бизнеса. Переработка и розничный сбыт в условиях растущих налогов, имея в виду еще и акцизы на моторное топливо, и невозможности существенно повышать цены на заправках оказываются практически убыточными, компании высказывают эту позицию все более открыто. Причем если ВИНКи еще могут держать свой перерабатывающий сегмент и АЗС на плаву за счет внутрикорпоративного субсидирования, например, за счет доходов от экспорта сырой нефти, то независимые игроки рынка переработки и сбыта вообще рискуют оказаться на грани выживания - Антипинский НПЗ тому живой пример. В особой зоне риска традиционно окажется Дальний Восток, где особенно много независимых игроков, а не юрлиц, входящих в ВИНКи.

Правительство делает вид, что проблема будет решена за счет реформы демпфера с 1 июля в желаемую бизнесом сторону. Проблема только в том, что и обратные акцизы, и демпфер - это такие «поблажки» от правительства, которые потом нужно тому же правительству компенсировать за счет роста НДПИ. Минфин только на подобных условиях согласен на выплату нефтяникам из бюджета, да еще и предлагает дополнительное увеличение НДПИ с 2020 года. В этом вопросе правительственных финансистов могут поддержать и независимые участники рынка - не зря независимые поддерживают рост НДПИ под условной логикой: «пусть за все платят ВИНКи».

Надо понимать, что никакого волшебного решения в духе «и волки сыты, и овцы целы», все равно не будет. Кто-то должен поступиться своими интересами. Если на уступки не пойдет бюджет и ответственный за него Минфин, то должны будет платить либо потребители, либо все те же нефтяники. 

Первый вариант подразумевает рост цен на заправках за несколько лет к уровню экспортных рынков, куда-нибудь к уровню условных стран Восточной Европы, возможно, Турции. Уместно посмотреть на цены на моторное топливо на Украине, куда Россия продает в большом объеме дизель - украинские цены на топливо существенно выше.

Второй вариант предполагает, что ВИНКи будут и дальше субсидировать свои перерабатывающий и розничный сегменты бизнеса за счет иных доходов. К рыночной экономике это имеет мало отношения, поэтому стимулы вкладывать в переработку будут исчезать. И тогда в долгосрочной перспективе нас ждут куда большие проблемы, чем просто рост цен на нефтепродукты - появятся риски локальных дефицитов, снижения качества производимого моторного топлива на уровне НПЗ, а на уровне АЗС - риски недоливов, разбавлений и тому подобных ухищрений. Остается надеяться, что этого все же не произойдет, поскольку плохой бензин или его отсутствие - это еще хуже, чем рост цен на заправках или потери государственного бюджета из-за компенсационных выплат в пользу нефтяников. 

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 28.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики