Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газ будет востребован в любом случае»: как заявление G20 может отразиться на судьбе «Северного потока — 2»

«Газ будет востребован в любом случае»: как заявление G20 может отразиться на судьбе «Северного потока — 2»

Лидеры стран «Большой двадцатки» в итоговом коммюнике саммита в Осаке заявили о важности обеспечения энергетической безопасности и значимости бесперебойных поставок углеводородов из всех источников и по всем маршрутам. Отмечается, что это необходимо для преобразования энергетики всех стран в надёжные системы с низким уровнем выбросов парниковых газов. Как полагают эксперты, обращение G20 адресовано в том числе участникам ближневосточного рынка энергоносителей и членам проекта «Северный поток — 2». Так, запуск газопровода позволит ФРГ сократить вредные выбросы в атмосферу за счёт сворачивания угольной генерации электроэнергии, что полностью соответствует целям G20. Однако Белый дом, несмотря на подписание коммюнике, по всей видимости, не намерен выполнять эти рекомендации и продолжит давление на участников проекта, отмечают аналитики.

Лидеры стран «Большой двадцатки» по итогам двухдневного политического форума в Осаке подписали коммюнике, в котором в том числе говорится о важности реорганизации энергетического сектора на основе принципов безопасности, экономической эффективности, надёжности и защиты окружающей среды. Отмечается, что это необходимо для скорейшего преобразования энергетических систем стран мира в доступные, надёжные и имеющие низкий уровень выбросов парниковых газов структуры, отмечается в заявлении. 

«Мы признаём роль источников энергии и технологий в энергетическом балансе и различные пути перехода на национальном уровне к более чистым энергетическим системам», — говорится в документе.

В связи с «недавними событиями, которые вызвали обеспокоенность относительно безопасной транспортировки энергии», участники саммита отметили важность обеспечения энергетической безопасности в глобальном масштабе. Речь, в частности, идёт о развитии инфраструктуры и «обеспечении транспортировки энергии, включающей различные источники, поставщиков и маршруты». 

Как полагают эксперты, под «недавними событиями» лидеры G20 подразумевают атаку, которой подверглись 13 июня в Оманском заливе два танкера — Front Altair и Kokuka Courageous. Согласно имеющейся информации, первое судно перевозило 75 тыс. тонн горючей смеси жидких углеводородов, а второе — метанол. Вашингтон и Эр-Рияд обвинили в нападении Иран, однако Тегеран отрицает свою причастность к инциденту.

По мнению аналитиков, заявление «двадцатки» может быть адресовано не только участникам ближневосточного рынка энергоносителей, но и организаторам газотранспортных проектов в других регионах. 

Так, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович пояснил RT, что коммюнике G20 можно трактовать по-разному, «в том числе и в том контексте, который больше всего интересует Москву». 

«В целом текст заявления отвечает тенденциям развития экспертных представлений о тех процессах, которые происходят в энергетике и экологии. Сегодня Европа стремится совершить переход к возобновляемым источникам энергии, но они обязательно должны дополняться традиционными, в первую очередь газом», — подчеркнул он. 

Коммюнике лидеров стран G20 имеет особое значение в свете крупных разногласий между Германией и Россией с одной стороны и США с другой по вопросу строительства трансбалтийского газопровода «Северный поток — 2», отмечают эксперты.

В Берлине и Москве неоднократно указывали, что это исключительно коммерческий проект. Кроме того, в ФРГ резко осуждают угрозы Вашингтона применить санкции в отношении участников строительства газопровода. 

По словам замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова, заявление «двадцатки» по вопросу энергетики соотносится с проблематикой «Северного потока — 2», учитывая то, что ключевой линией саммита была тема выстраивания единого торгового пространства без барьеров и ограничений.

«Для Западной Европы критически важно получение газа из России, поскольку он значительно дешевле, чем американский сжиженный природный газ», — напомнил эксперт. 

«Газ станет драйвером роста» 

В начале июня в Берлине на конференции Федерального союза немецкой промышленности канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что наращивание газового импорта позволит Германии сократить объёмы угольной генерации, которая является источником вредных выбросов в атмосферу.

«Это требует, чтобы мы переключились на газ как энергоноситель, если мы отказываемся от атомной и угольной энергетики. Поэтому я всегда выступала за то, чтобы, помимо транзита через Украину, «Северный поток — 2» как газопровод может быть построен, и здесь у нас общее мнение», — подчеркнула канцлер ФРГ. 

Напомним, после аварии 2011 года на АЭС «Фукусима» в Японии и протестов экологических активистов правительства ряда стран объявили об отказе от «мирного атома». Германия также оказалась во власти этой тенденции: по плану последний атомный энергоблок в стране будет остановлен к 2022 году. Ранее в ФРГ работало 17 АЭС.

В Евросоюзе с самого начала не скрывали, что намерены компенсировать сворачивание атомной энергетики в ряде государств за счёт импорта природного газа. Это в том числе обусловлено тем, что в среднем сжигание газа даёт вдвое меньше выбросов углекислого газа в атмосферу, нежели сжигание других ископаемых углеводородов.

«Нам необходимо больше газа. После решения Берлина (по закрытию АЭС. — RT) именно газ станет драйвером роста», — заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер ещё в 2011 году.

Угольные электростанции не могут стать альтернативой АЭС, поскольку при сжигании бурого угля — именно такой преимущественно добывается в ФРГ — в атмосферу попадает большое количество вредных выбросов, отмечают эксперты. Хотя ещё несколько лет назад Берлин планировал построить 20 новых угольных ТЭС, в свете скорого запуска «Северного потока — 2» власти отказались от идеи развития угольной энергетики. 

Экспертная комиссия, сформированная решением Меркель в прошлом году, опубликовала в январе 2019-го выводы, согласно которым ФРГ должна закрыть все действующие в стране угольные ТЭС в ближайшие десятилетия. Только к 2022 году предлагается остановить треть угольных электростанций.

По словам Митраховича, для развития возобновляемой энергетики Германии необходимо иметь надёжную страховку в виде газовой генерации.

«Сейчас в Европе появилась концепция Gas-to-energy — попытка совместить возобновляемую энергетику с газовой. Газ будет востребован в любом случае, например в периоды, когда в силу климатических условий будет приостанавливаться выработка солнечной энергии», — пояснил эксперт.

Напомним, работы по согласованию строительства «Северного потока — 2» начались ещё в 2012 году. Расширение мощностей трансбалтийского газопровода позволит нарастить поставки природного газа из России в Европу по этому направлению на 55 млрд кубометров в год и довести ежегодный суммарный объём экспорта до 110 млрд кубометров. Управляет проектом международный консорциум Nord Stream 2 AG, в который входят российский «Газпром», ENGIE (Франция), OMV (Австрия), Shell (Великобритания), Uniper (ФРГ) и Wintershall (ФРГ). Газопровод должен быть введён в эксплуатацию до конца текущего года. 

«Политическая зависимость» 

Планы Германии и других стран Европы по наращиванию импорта трубопроводного газа вызвали возмущение американской стороны. Склонять европейских партнёров к получению сжиженного природного газа из США в противовес дешёвым и доступным поставкам российского топлива начала ещё администрация Барака Обамы. Придя к власти, Дональд Трамп продолжил эту линию с ещё большей энергией, не стесняясь прибегать к откровенному шантажу санкциями.

Хотя строительство «Северного потока — 2» завершено уже почти на две трети, Вашингтон не оставляет попыток заблокировать проект. В середине июня Трамп в очередной раз призвал страны ЕС отказаться от российского трубопроводного газа в пользу американского СПГ. При этом политик не исключил введения ограничительных мер против участников «Северного потока — 2».

Так, 27 июня стало известно, что комитет по иностранным делам палаты представителей конгресса США поддержал законопроект, согласно которому Вашингтон может применить санкции в отношении лиц, участвующих в российских проектах «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

Впрочем, по мнению экспертов, усилия Вашингтона в этом направлении будут тщетны — все страны, через территориальные воды которых проходит магистраль «Северный поток — 2», уже дали разрешение на строительство, за исключением Дании. Однако и это не станет препятствием: накануне компания — оператор «Северного потока — 2» Nord Stream 2 AG отменила одну из заявок, поданных ранее на рассмотрение датских властей.

Как заявил глава «Гапрома» Алексей Миллер, «точка невозврата» по проекту давно пройдена. «Отсутствие разрешения Дании в настоящее время не является ещё пока критическим», — добавил он.

По мнению Шаповалова, хотя Белый дом не имеет морального права шантажировать своих европейских партнёров, требуя свернуть «Северный поток — 2», американская сторона продолжит политику давления на них.

«Позиция Дании и Польши по «Северному потоку — 2» является следствием политической зависимости этих стран от Вашингтона. Ясно, что США не откажутся от жёсткого давления на своих союзников в Европе», — отметил эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Митрахович. По словам эксперта, хотя Трамп и поставил свою подпись под заявлением G20, в котором говорится о свободе энергетических поставок, Белый дом продолжит попытки давления на российские проекты.

«Северный поток — 2» — не единственный проект, вызывающий раздражение американской стороны. Вашингтон пытается заблокировать и «Турецкий поток», а в будущем не исключены аналогичные атаки на российские СПГ-проекты, такие как «Арктик СПГ — 2». Правда, Москва вполне может защитить свои интересы в этой сфере», — подытожил Митрахович

Авторы: Надежда Алексеева, Алёна Медведева

Источник: RT, 30.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики