Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Хотите заправиться - вам в Казахстан: Заморозка цен на топливо оказалась не нужна ни нефтяникам, ни правительству России

Хотите заправиться - вам в Казахстан: Заморозка цен на топливо оказалась не нужна ни нефтяникам, ни правительству России

1 июля перестало действовать соглашение между нефтяниками и правительством России, направленное на заморозку цен на топливо. Производители еще весной нарушили обязательства, а правительство ограничивается лишь словесными угрозами. Учитывая это, эксперты строят мрачные прогнозы о будущем рынка, где бензин будет на вес золота, а граждане уже начали ездить заправляться в Казахстан.

Правительство России продемонстрировало свою неспособность взять под контроль рынок топлива, что доказывает повышение цен в мае и июне 2019 года. Поэтому ситуация вызвала оживленную дискуссию в экспертном сообществе.

Предыстория

После серьезного роста цен на топливо весной 2018 года власти страны пошли на экстренные меры для того, чтобы урегулировать ситуацию.

В частности, акцизы на топливо были снижены, а нефтяные компании обязали увеличить продажи топлива на внутреннем рынке и заморозить цены на АЗС. Во избежание проблем, связанных с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, некоторым компаниям было предложено ограничить экспорт продукции.

Однако данные меры не смогли положительным образом повлиять на ситуацию. Нефтяные компании в конце октября уже намекнули вице-премьеру Дмитрию Козаку на то, что они больше не хотят сдерживать рост цен на своих АЗС, которые вынуждены работать в убыток.

В ответ премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление кабмина о договорах между хозяйствующими субъектами и органами власти, которое позволило узаконить соглашение между нефтекомпаниями, ФАС и Министерством энергетики по стабилизации цен. В случае если одно из предприятий (в списке были упомянуты "Газпром нефть", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ и "Татнефть") нарушит договоренности, то экспортные пошлины введут для всех.

Кому нужно соглашение о заморозке?

Соглашение о заморозке было продлено в марте 2019 года на один квартал - до 31 июня 2018 года. В качестве поблажки была скорректирована формула демпфера. В обмен на это нефтяные компании обязались увеличить объемы поставок на внутренний рынок бензина и дизельного топлива.

Однако в ФАС с негодованием констатировали, что в апреле-мае "Роснефть", "Газпром нефть" и ЛУКОЙЛ нарушили обещания, нарастив экспорт. Как сообщает издание 360, в мае цены на бензин подскочили на 17%.

Ведомство уже пригрозило компаниям проверками, однако создается впечатление, что в договоре не заинтересованы сами власти. Да, Медведев уже пригрозил провинившимся карами, поручив вице-премьеру Дмитрию Козаку следить за ситуацией и ввести запрет на экспорт в случае крайней необходимости. 

Но РИА Новости со ссылкой на собственные источники утверждает, что правительство не планирует продлевать соглашение. Учитывая это, эксперты строят свои прогнозы о дальнейшем развитии ситуации.

Прогнозы не радуют

Наиболее пессимистичный сценарий озвучил доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. Он не исключает, что в ближайшее время цены на бензин могут вырасти до 120 рублей за литр.

С этим не согласился руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Он напомнил про существование джентельменского соглашения с нефтяниками, демпфера, установленных в рамках инфляции.

"Это заявление голословное, не подкрепленное никаким базисом. Цены будут все рано удерживаться в рамках джентельменского соглашения. Если же они начнут подниматься выше уровня инфляции, то на этот случай существуют заградительные меры и пошлины. Нефтяники не захотят рисковать экспортом", - заявил аналитик Царьграду.

Но директор Института проблем глобализации Михаил Делягин напомнил, что правительство планирует постепенно обнулить экспортные пошлины, что только усугубит ситуацию. Одновременно идет повышение акцизов и НДПИ.

"То есть как бы логика в том, что русские не должны потреблять ценное сырьё, которое должно доставаться другим более цивилизованным народам. Другой логики здесь просто нет. Сделать нефть и нефтепродукты запредельно дорогими в России, чтобы они уходили в ту же самую Германию. Практически пример Казахстана, где 30 процентов бензина поступает из России и стоит он более чем в полтора раза дешевле, чем у нас. Благодаря усилиям правительства Медведева, 70% цены бензина сейчас составляют налоги. Никакой необходимости в этом нет", - пояснил эксперт.

В результате команда Медведева умудрилась добиться уникальных результатов: бензин стоит безумных денег, а нефтеперерабатывающие заводы стали убыточными.

"Поскольку об отмене налогового манёвра речи не идёт, эти либеральные маньяки упёрлись, то у нас будет очередной скачок цен на бензин. Причём он будет существенным, потому что, естественно, все участники рынка попытаются компенсировать убытки, которые они несли в предшествующие месяцы", - добавил Делягин.

За бензином в Казахстан

Тревожные данные озвучила и ведущая телеканала Царьград Мария Иваткина. Граждане России уже начали ездить заправлять автомобили... в Казахстан, где литр бензина стоит 26 рублей. Дело в том, что казахстанские власти активно проводят модернизацию производства, одновременно ограничивая экспорт нефтепродуктов. В РФ такого не происходит.

"Понять чиновников отчасти можно. Мы какая страна? Сырьевая. Из 550 миллионов тонн уходит на экспорт больше половины. А это бюджетные деньги. Но что бюджету хорошо, автомобилистам плохо", - пояснила Иваткина.

Такая тенденция может сохраниться и далее. Как сообщает Ura.ru, после прекращения действия соглашения о заморозке цены на заправках в РФ 1 июля подскочили на 1-10 копеек.

ФАС в борьбе за рынок

Обстановка на рынке беспокоит даже регуляторов. Свою идею выхода из кризиса ранее озвучил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. Он предложил делегировать полномочия по регулированию биржевых продаж топлива независимым нефтеперерабатывающим заводам.

Впрочем, инициативу раскритиковал член генсовета "Деловой России" Алексей Рябинин. По мнению эксперта, новый механизм только усложнит процедуру ценообразования, создав еще больше неизвестных параметров.

"Проблема кроется в том, что доходы населения снижаются, и в этих условиях даже при заморозке цен на бензин или их минимальном росте существующая проблема не будет иметь однозначного успешного решения", - цитируют его слова "Невские Новости". 

Источник: Царьград, 02.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики