Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин устремились вверх

Цены на бензин устремились вверх

Как сильно может подорожать топливо

1 июля прекратило действовать соглашение правительства с нефтяниками о стабилизации цен на бензин. Московская топливная ассоциация сразу же сообщила о росте стоимости горючего в среднем на 14 коп, а премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил расплатой нефтяникам, которые начнут завышать цены. Как сильно может подорожать топливо? Разбирался Владислав Викторов.

Не успели власти отказаться от управления ценами на топливо в ручном режиме, как те поползли вверх. По данным Московской топливной ассоциации, в первый день дизель в некоторых случаях сильно подорожал — на 64 коп. Бензин прибавил в среднем 10 коп. Возникает вопрос: неужели без ручного управления цены на горючее будут стремительно расти? Президент российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что будут, но дело не в рыночных механизмах: «Соглашение фиксировало мелкооптовые цены. На розничные же влияет протокольная запись совещания Дмитрия Козака, где написано, что в январе они могут вырасти на 1,7% за счет роста НДС и в дальнейшем каждый месяц на уровень инфляции».

Правительство также подготовило меры по стабилизации оптовых цен. Чтобы на внутренний рынок поступало достаточно топлива, нефтяники должны частично отказаться от экспорта, как это было в рамках соглашения. Но во избежание убытков компаний, правительство скорректировало механизм компенсации бизнесу. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, кабмин должен одобрить его 4 июля. Дмитрий Медведев идею поддержал и вдобавок пообещал наказывать компании, которые будут завышать розничные цены: «Экономический механизм регуляции — это хорошо. Но если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашений можно проводить самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится».

Выходит, соглашение правительства с нефтяниками, которое впервые было подписано в октябре прошлого года, теперь превратилось в «джентельменское соглашение». Ведь формально ручного управления больше нет, но регулировать цены по рыночным правилам компании не могут. Хотя некоторым АЗС не мешало бы повысить стоимость бензина, чтобы держаться на плаву, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Он считает, что из этой двойственности ничего хорошего не выйдет: «Цена свободна, но из-за инфляции она будет расти. Разве это не регулирование?

В рамках заданных реалий мы видим шаткое равновесие.

Это будет урезанная кривая картина, которая может обеспечить временную стабильность, но в перспективе ничего хорошего из этого не выйдет. Что касается роста, то, да, он будет медленный и верный».

В то же время эксперты не исключают, что если компании все-таки начнут повышать цены на топливо больше дозволенного, то правительство вернется к заморозке цен или, например, введет заградительные экспортные пошлины, говорит руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Такая мера давно обсуждается, но ее введение может ударить не только по нефтяникам. «Конечно, экспортным блоком нефтяники рисковать не готовы, но здесь существует и угроза для бюджета. Хотя желание и было развивать биржевую торговлю, нельзя увязать рынок и ручное регулирование и получить везде завидный эффект», — полагает Пасечник.

Кстати, говорить о том, что действовавшее ранее соглашение о заморозке цен на топливо так уж сильно их сдержало, не приходится. С момента подписания первого договора в октябре прошлого года до 24 июня 2019-го литр 95-ого подорожал на 70 коп. Не исключено, что и сейчас без формального вмешательства властей цены повысятся еще больше.

По данным аналитиков Thomson Reuters Kortes, за прошлую неделю литр 95-го бензина по всей стране подорожал на 6 коп — его средняя стоимость 45,5 руб. Цена на дизель увеличилась на 3 коп — до 46,5 руб. 

Глава «Роснефти» раскритиковал действия правительства по стабилизации цен на топливо. По словам Игоря Сечина, из-за ручного управления компании потеряли миллиарды рублей, а само соглашение о сдерживании цен продлили до 1 июля без обсуждения с нефтяниками. Господин Сечин, по данным СМИ, предложил премьер-министру вернуться к рыночным механизмам. Чего теперь ждать автовладельцам? Разбирался Владислав Викторов. 

Источник: Коммерсантъ FM, 02.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики