Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Развитие атомной отрасли - один из путей повышения экспортного потенциала России

Развитие атомной отрасли - один из путей повышения экспортного потенциала России

Стимулирование развития атомной отрасли в условиях продолжающегося старения российской энергетической инфраструктуры является одним из ключевых направлений развития отечественной энергетики. Такое мнение ИА REGNUM Новости выразил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов, комментируя принятие Энергетической стратегии России на период до 2030 г.

Главной целью новой стратегии является «создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны».

«По крайней мере, одна из причин такого внимания государства к развитию атомной отрасли очевидна, — полагает Перов. — Дело в том, что стимулирование её развития в условиях продолжающегося старения российской энергетической инфраструктуры является сейчас одним из ключевых направлений развития отечественной энергетики. Тем более что пока не оправдались надежды на приток частных инвестиций в российскую энергетику, который обещали идеологи реформы РАО ЕЭС. Новые собственники оказались не готовы к тому, чтобы модернизировать доставшиеся им активы, а вместо этого принялись активно жаловаться на кризис». «Таким образом, российская энергетика, а вместе с ней и вся страна в целом, может через некоторое время оказаться в очень нехорошем положении. Аварию на Саяно-Шушенской ГЭС можно здесь расценивать как первый звоночек. В такой ситуации развитие атомной отрасли — один из способов для того, чтобы все-таки обеспечить в будущем страну необходимой ей энергией», — сказал эксперт.

«Во-вторых, — отметил Перов, — развитие атомной отрасли — один из путей повышения экспортного потенциала страны. Обратите внимание, что согласно правительственным планам доля АЭС в общем объеме производства электроэнергии в стране будет расти. Если данным планам суждено сбыться, то рост доли атомной энергетики в энергобалансе будет происходить, в том числе за счет газовой генерации. Освободившиеся энергоресурсы, судя по всему, должны будут способствовать обеспечению экспортных обязательств России по поставкам природного газа».

«В-третьих, развитие атомной отрасли вполне укладывается в тот курс на инновации и модернизацию, о котором в последнее время говорят с самых высоких трибун. Между тем, в России помимо атомного комплекса сейчас трудно назвать отрасли, в которых реально продемонстрировать то, каким образом эти самые инновации будут осуществляться на практике. Кроме того, необходимо отметить, что строительство новых АЭС автоматически также означает загрузку в машиностроении, в строительстве, транспорте», — сказал Перов.

Относительно влияния строительства АЭС и развития атомного комплекса в целом на преодоление последствий кризиса Александр Перов отметил: «С одной стороны, безусловно, в период кризиса реализация масштабных инвестиционных проектов играет значительную роль для сохранения стабильности в социальной сфере. Кстати, помимо обеспечения занятости, здесь следует упомянуть и психологический фактор. Дело в том, что запуск подобного масштабного строительства (или, хотя бы, его активное обсуждение) может играть роль этакой социальной психотерапии-то есть демонстрировать, что, несмотря на все экономические катаклизмы, жизнь продолжается, что, невзирая на трудности, в стране происходит осуществление важных проектов и пр.».

Распоряжение об утверждении Энергетической стратегии России председатель правительства РФ Владимир Путин подписал 13 ноября 2009 г. Согласно документу, государство будет оказывать прямую поддержку развитию атомной энергетики. Стратегией предусмотрен рост установленной мощности АЭС к 2013—2015 гг. (первый этап реализации стратегии) до 28–33 ГВт, к 2020—2022 гг. (второй этап) — до 37–41 ГВт, к 2010 г. (третий этап) — до 52–62 ГВт. Объем капиталовложений, необходимых для развития атомной энергетики составит до 2030 года 100–139 млрд. долларов (в ценах 2007 года), в том числе: на первом этапе — 29–30 млрд., на втором — 13–28 млрд., на третьем — 58–81 млрд.

Исочник: ИА REGNUM, 30.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики