Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Россия закупает газ из-за рубежа?

Зачем Россия закупает газ из-за рубежа?

Причин несколько. Некоторые на поверхности – в ряд регионов России проще и дешевле поставить газ из приграничных к ним стран, чем качать свой из Сибири или с Ямала. А некоторые несколько сложнее и лежат скорее в политической плоскости.

Что касается закупок для регионов, то Россия периодически так делает – в декабре, к примеру, в Калининград прибыла партия сжиженного природного газа из Сингапура. Из-за величины территории страны иногда Газпрому проще договориться о поставках с соседями, чем гнать газ, условно, из Сибири на Кубань. Хотя, к слову, конкретно этот маршрут сейчас работает именно так

Например, в 2010 году Газпром решил закупать у Азербайджана «столько газа, сколько он в состоянии будет поставить». Глава компании Алексей Миллер тогда еще сказал, что верхней планки объема закупок нет. В 2013 году в Мурманскую область, отличившуюся огромными долгами и рисковавшую остаться вообще без газа, топливо готова была поставлять Норвегия, один из главных поставщиков Европы. Казахстан в прошлом году поставил в Россию около 8 млрд куб. м. Сейчас вот Туркмения возобновила свои поставки после трехлетнего перерыва. 

«Все это нужно для того, чтобы не качать этот газ с севера. Сейчас у нас добыча уходит все севернее и севернее. Раньше это, например, был Надым-Пур-Тазовский район Ямала, Ямало-Ненецкий автономный округ, а сейчас добыча уходит на полуостров Ямал. (Зарубежные закупки) нужны для того, чтобы меньше газа качать через «Северные потоки». В южные регионы, граничащие с Казахстаном, к примеру, проще закупить газ оттуда», – заявил газете ВЗГЛЯД Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

То есть если учитывать скорый запуск «Северного потока – 2» и вероятное увеличение объемов экспорта в Европу, по нынешним веткам газопроводов «ямальский» газ быстрее дойдет до Санкт-Петербурга, чем, например, до более южного Волгограда. А тот же туркменский газ не обязательно пойдет в российские регионы, но он вполне может помочь компании оптимизировать поставки – как в Европу, так и по стране.

В то же время иногда в вопросах зарубежных закупок важна и политическая составляющая. 

 

И где грань между ними, зачастую определить довольно сложно. Так, когда девять лет назад Газпром принялся покупать азербайджанский газ, европейские информагентства писали, что это был серьезный удар по Nabucco, трубопроводу из Азербайджана и Туркмении в Европу, который должен был освободить ЕС от «российской иглы». Как мы прекрасно знаем, проект Nabucco в итоге канул в Лету.

С Азербайджаном тоже вышла странная история – формально поставки в Россию продолжались пять лет, но неуклонно снижались, пока не прекратились вовсе. В итоге южанам даже пришлось самим закупать газ на стороне из-за дефицита. Оказалось, что местные специалисты слишком медленно осваивали новые месторождения, так что имевшиеся запасы иссякли довольно быстро, а мощностей для добычи новых не хватало. Держал ли Газпром в уме Nabucco, когда заключал контракт с Азербайджаном? Вполне вероятно. Хотела ли Россия таким образом экономически поддержать южного соседа? Тоже возможно. 

С Туркменией история немного отличается. «У Туркмении сейчас большие проблемы с реализацией газа, и не очень понятно, что у них происходит с его добычей. Они построили три нитки газопровода в Китай, и сейчас они недозагружены. Китайцы явно выкручивают туркменам руки и по ценам, и по поставкам», – говорит Юшков

В итоге страна оказалась на пороге экономического кризиса. Денег не хватает, и в данном контексте новый контракт с Газпромом – это дружеский шаг со стороны России, уверен эксперт. 

Автор: Алексей Яковлев 

Источник: Взгляд, 05.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики