Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия и Литва: кто кого потерял

Белоруссия и Литва: кто кого потерял

Белоруссия инвестировала средства в Клайпедский порт, рассчитывая на улучшение торгово-экономических отношений с Литвой. Однако в итоге Минск предпочел других соседей. Что заставило республику начать переориентацию на рынки других государств – в материале Baltnews.

Белоруссия рассчитывала на улучшение политических отношений с Литвой на фоне взаимодействия в сфере экономики, однако этого не произошло, заявил экономист, эксперт по странам Прибалтики Александр Носович Sputnik Литва.

Он привел в пример слова посла Белоруссии в Латвии Василия Марковича, который отметил, что сегодня Минск уже не рассматривает Вильнюс как выгодного экономического партнера, поэтому отдает свои предпочтения Латвии в области грузоперевозок.

Носович считает, что улучшение политических отношений между Белоруссией и Литвой не произошло даже на фоне инвестиций Минска в Клайпедский порт. Развитие экономических связей предполагало дальнейшее улучшение и в сфере политики, однако этого не случилось. 

"Именно этим вызвано решение переориентировать транзит на Латвию. В краткосрочной перспективе это большие издержки, большие денежные затраты, но стратегически, я думаю, эта ставка отобьется. Правда, тут нужно иметь в виду, что есть еще одна сторона этого вопроса – это Россия", – отметил эксперт.

Он предположил, что в дальнейшем белорусский транзит будет диверсифицирован по всем направлениям – в Литву, Латвию и Россию.

"Какая-то часть транзитного потока сохранится у Клайпеды. Безусловно, часть грузов уйдет в Латвию – в Ригу, Вентспилс, Лиепаю. Уже принято решение по итогам последних лет дорастить транзит нефтяных грузов Белоруссии через порты России до миллиона тонн", – рассказал он.

Ситуация с БелАЭС

Напомним, что Литва выражает недовольство строительством в Белоруссии атомной станции у литовской границы из-за ее "небезопасности". Вильнюс на законодательном уровне запретил импорт электроэнергии из стран, в которых действуют "опасные" АЭС, чтобы вырабатываемое на них электричество не попало на литовский рынок.

При этом ни для кого не секрет, что покупка электроэнергии Вильнюсом с этой станции была бы выгодна и Литве, и ее потребителям. Однако глава Министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас отмечал, что Белоруссия и Россия, при сотрудничестве с которой Минск осуществляет строительство БелАЭС, могут найти способ обойти запрет и поставлять электроэнергию не только на свою территорию, но и в Латвию и Эстонию. На данный момент республики Прибалтики имеют возможность закупать электричество только через Литву, однако у них отсутствуют правовые и регуляционные инструменты для осуществления импорта. 

Экс-министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас в прошлом году заявлял, что республика будет использовать электроэнергию белорусской атомной станции, но не напрямую, а через посредников.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что "Литва постоянно заявляла, что запретит импорт из Белоруссии электроэнергии с БелАЭС, а значит и вообще с любых станций". "Сейчас мы видим, что может произойти какой-то откат этой позиции, и тогда непонятно будет, как вообще определить электроэнергию – отделить от электроэнергии с газовых станций Белоруссии. В проводах же не определить, откуда и какая электроэнергия идет", – подчеркнул эксперт.

Он обратил внимание на то, что в начале 2018 года Литва существенно увеличила закупки электроэнергии с белорусских газовых станций. 

"Вполне возможно, что это определенная подготовка к следующему году, когда БелАЭС будет введена в эксплуатацию. Сейчас, увеличив закупки, они скажут, что вот эти максимальные закупки – это все газовая электроэнергия. Если сверх этого объема закупать электроэнергию, тогда будем считать, что все куплено на АЭС. Расширенный коридор – это то, что мы покупали у Белоруссии, когда еще атомной станции не было, значит, этот объем и есть потенциал покупки газовой электроэнергии. Вполне возможно, что они сейчас готовятся к такому развитию событий. В таком случае они сохранят лицо, скажут, что не закупают атомную электроэнергию с БелАЭС, заявят, что все равно они против атомной станции. Таким образом Литва получит экономическую выгоду и сохранит свои политические условия", – рассказал Юшков

Источник: baltnews.lt, 14.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики