Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как просьба Сечина о льготах повлияет на развитие Арктики?

Как просьба Сечина о льготах повлияет на развитие Арктики?

Глава «Роснефти» направил Владимиру Путину письмо с просьбой о 2,6 трлн рублей налоговых льгот для арктических проектов. Насколько послабление будет оправданно?

Нефтяные компании готовы вложить от 5 трлн до 8,5 трлн рублей в освоение Арктики, однако для этого им нужны беспрецедентные налоговые льготы ценой 2,6 трлн рублей. Об этом, как пишут «Ведомости», говорится в письме главы «Роснефти» Игоря Сечина президенту Владимиру Путину.

Согласно предоставленным Сечиным расчетам, вложение инвесторов в Арктику даст ВВП страны до 2050 года порядка 2% ежегодно. В бюджет, как ожидается, это принесет около 4,5 трлн рублей. По данным издания, президент якобы поручил премьеру Дмитрию Медведеву «проработать предложение и доложить». 

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не стал ни подтверждать, ни опровергать наличие такого обращения Сечина. 

— Мы письма президенту не комментируем. Если письмо было написано (если!), то оно было написано президенту, а не журналистскому сообществу. Если бы мы написали письма журналистскому сообществу и ему было бы после этого чего-то не ясно, мы обязаны были бы это прокомментировать.

— ​Вы не можете подтвердить, есть такое письмо или нет?

— Я не собираюсь вообще на этот вопрос отвечать. И что?

 

В Кремле каких-либо решений по этому поводу не принималось, ответил на вопрос Business FM Дмитрий Песков. «Мы традиционно не комментирует служебную переписку, не будем делать это и на этот раз», — добавил пресс-секретарь президента.

Ранее «Ведомости» сообщали, что «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» обратились к Путину с просьбой предоставить льготы для создания единого арктического кластера, который увеличит загрузку Северного морского пути. Речь идет о Тагульском, Сузунском, Лодочном и Пайяхском месторождениях, общие ресурсы которых составляют 1,9 млрд тонн нефти. Отмечалось, что льготы для проекта будут касаться налога на добычу полезных ископаемых.

Если российские арктические проекты освободят от налогов на какое-то время, например на период окупаемости, то они, безусловно, начнут развиваться, считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:

«Все-таки затраты на реализацию проектов достаточно высоки, и если к ним добавить еще и налоговую нагрузку, то эти проекты будут нерентабельными или их рентабельность быстро стремится к нулю. А если их освободим от налогов, то привлекательность этих проектов резко повысится. Безусловно, любые арктические проекты дорогие, они требуют денег. Честно говоря, мы не считали в институте, сколько конкретно денег нужно для полноценного запуска этих проектов в эксплуатацию, но я думаю, что цифры свыше 1 трлн рублей — это вполне реальные суммы, которые озвучены были руководителем компании «Роснефть». Это все необходимо, потому что в противном случае проекты в Арктике не будут развиваться так быстро, как хотелось бы руководству страны. Дело в том, что любые инвестиции, особенно на начальном уровне, это большие объемы риска и большие капиталовложения. Однако опыт взаимодействия «Роснефти» с компанией ExxonMobil, когда они пробурили скважину в Карском море в 2014 году и сообщили об открытии, по сути, нефтяного месторождения в этом регионе, показывает, что эти средства могут окупиться. Поэтому, думаю, запрос руководителя «Роснефти» на дополнительные льготы при реализации арктических проектов в нефтегазовой сфере вполне оправдан».

Впрочем, проблема не только в налоговых льготах и преференциях. Говоря про арктический шельф, надо понимать, что себестоимость проектов предположительная и нет никаких точных расчетов. Однако есть достаточно серьезные основания считать, что она будет выше, чем нынешняя цена на нефть на мировом рынке, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

— Это означает, что, даже если вы обнулите все налоги, вряд ли вы сегодня сможете произвести нефть и поставить ее на мировые рынки с выгодой для себя. Поэтому сейчас под арктические проекты все что угодно пытаются засунуть. Кстати, не только шельфы: под Арктикой понимается сейчас и добыча в условиях Крайнего Севера, может быть, даже и не очень крайнего. То есть все видят, что государство подсело на эту арктическую иглу и с удовольствием поддерживает такого рода истории. Если государство говорит «а», потом его заставляют говорить «б»: дайте налоговые льготы, мы вам обеспечим фантастический приток инвестиций в российскую экономику. Еще можно дать денег на порт, терминал, дноуглублительные работы, можно еще построить ледоколы… Еще вот тут мы завод на Дальнем Востоке организовали по судостроению, он, правда, в таком тяжелом состоянии, можно там заказы разместить? Мы еще хотим рядом построить металлургический завод, можно туда дать денежек из Фонда национального благосостояния? В этом плане совершенно очевидно, что эта история про налоговые льготы очень быстро, как снежный ком, обрастет и другими просьбами и желаниями. Это в чистом виде арктическая каша из топора.

— Придут иностранные инвесторы в Арктику?

— Так иностранные инвесторы там, посмотрите структуру акционеров «Ямал СПГ», посмотрите структуру акционеров «Арктик СПГ-2». Вот сейчас там 40% нового проекта уже продали. Почему не купить, когда государство берет на себя все расходы, риски и издержки? Правда, не стоит забывать, что на арктический шельф наложены санкции, поэтому эта тема для них просто закрыта и запретна, но в остальные истории — почему нет? Если государство согласно реализовывать бессмысленные экономические проекты за свой счет, с удовольствием, иностранные инвесторы сюда придут даже из стран, которые ввели против России санкции. 

 

В 2014 году ExxonMobil пришлось прекратить бурение на шельфе российской Арктики из-за антироссийских санкций. 

Источник: BFM.RU, 15.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики