Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лучше заниматься развитием технологий, чем сидеть и ждать, когда упадут цены на нефть»

«Лучше заниматься развитием технологий, чем сидеть и ждать, когда упадут цены на нефть»

Компания «Роснефть» предложила освоения арктических месторождений - «Восток ойл», который предполагает строительство морских терминалов с перевалкой до 100 млн тонн в год. Будет построено 5500 км трубопроводов, аэропорты, линии электропередачи и т. д. Инвестиции компаний составят от 5 до 8,5 трлн руб. По сути, речь идет о создании целого региона. При этом компания просит у государства налоговые преференции, которые оценили в 2,6 триллиона рублей. Что даст реализация столь масштабного проекта экономике России и стоит ли федерации вкладывать в него средства — об этом «ФедералПресс» поговорил с ведущим экспертом Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станиславом Митраховичем.

«На ситуацию можно посмотреть с двух сторон: с точки зрения Минфина РФ, которого заботят расходы федерального бюджета, и с позиции тех компаний, которые планируют реализовывать этот проект. «Роснефть» говорит не просто о развитии месторождений, а о создании целого региона нефтегазодобычи. В проект компания планирует вложить собственные средства. Плюс привлечь инвестиции партнеров. Это будет сопряжено с развитием «Северного морского пути», новых технологий, с загрузкой научно-технических институтов и вместо просиживания штанов люди будут заниматься инновациями. Таким образом, создается мультипликативный эффект для других сегментов экономики и общего научно-технического развития России. Поэтому инвестиции в проект – это не просто потраченные деньги, а вложения в будущее.

Вообще логика «Роснефти», которая говорит: «Мы хотим развивать технологии, осваивать Арктику, но нам нужны налоговые льготы», понятна и оправдана. Более того, в России уже есть примеры того, как это успешно можно применять. Достаточно вспомнить проекты «Новатэка» — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», который подается не просто как способ освоить месторождения Ямала, но как способ развития российских технологий, импортозамещения. Они обещают, например, создать российскую технологию крупнотоннажного сжижения газа и планируют загружать заказами судоверфь «Звезда», которая без этого проекта вообще не была бы, наверное, так востребована. «Роснефть» с проектом «Восток ойл» в принципе делает то же самое. Надо загрузить «Севморпуть», тем более, что президент лично дал указание. Если это будет сделано, то у нас будут заказы и на ледоколы, и на атомную энергетику, и на все остальное.

Вообще мне кажется более правильной стратегия развития технологий вместо того, чтобы сидеть и ждать, что потом когда-нибудь нефть упадет в цене и бюджет возместит нам потери за счет каких-нибудь накопленных резервов. Лучше зарабатывать сейчас, а не ждать, что через десять лет нефть будет стоить 30 долларов за баррель. Она может и 200 долларов стоить, никто не может предугадать, вдруг война будет на Ближнем Востоке, а это, кстати, совершенно не исключенный сценарий.

Что касается бюджетных средств, то если уж государство взяло курс на развитие Арктики, о чем говорится на всех значимых мероприятиях, то оно могло бы пожертвовать выпадающими доходами ради будущего всей нефтедобывающей отрасли». 

Автор: Юлия Литвиненко

Источник: ФедералПресс, 18.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики