Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Непристойное предложение. Почему "Газпром" не пойдет на условия "Нафтогаза" по транзиту

Непристойное предложение. Почему "Газпром" не пойдет на условия "Нафтогаза" по транзиту

"Нафтогаз Украины" готов вести работу над соглашением о продлении транзита российского газа. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов объяснил, почему условия, которые предложила украинская компания, не выгодны "Газпрому".

Исполнительный директор украинской компании "Нафтогаз" Юрий Витренко на своей странице в Facebook заявил о готовности "хоть прямо сейчас" начать работать над соглашением о продлении транзита российского газа через Украину после 2019 года.

По его словам, на прошедшей встрече вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович предложил вариант договора, который подходит "Нафтогазу": российский "Газпром" должен забронировать 60 млрд кубометров транзитных мощностей на десять лет, а украинская компания со своей стороны обеспечит мощность на уровне 90 млрд кубометров. Это означает, что оставшиеся 30 млрд кубов в год будут доступны для бронирования другими компаниями. 

"Европе, наверное, уже надоели постоянные проблемы с поставками российского газа. Украине тоже нужна ясность относительно будущего транзита, в частности, чтобы прекратить политические спекуляции на эту тему. Ну, и Россия, возможно, хочет избежать обвинений в Европе в очередном газовом кризисе", – написал Витренко.

Транзит теряет актуальность

Как подчеркнул глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, суммарный объем поставок газа по строящимся ниткам "Северный поток–2" и "Турецкий поток" составляет 86,5 млрд кубов, который равняется общему транзиту через Украину в 2018 году.

"Если "Газпром" в ближайшее время введет в строй новую мощность по транспортировке газа в Турцию и Европу, будет ли он прокачивать те же объемы через Украину? Ответ очевиден. Иначе зачем "Газпром" строил новую инфраструктуру", – заявил он. 

По оценкам эксперта, "Газпром" будет заинтересован сохранить украинский транзит на уровне 8 млрд кубов. В то же время в руководстве российской компании говорили о готовности сохранить объем, равный 15 млрд кубов.

"Можно, конечно, рассуждать о том, что в Европе вырастет спрос на газ. К этому есть предпосылки – закрытие угольной генерации в Британии, Германии и Франции, но это всего лишь прогнозы. Россия готова рассматривать Украину как резервную мощность, в случае если спрос на газ все-таки вырастет. Однако брать на себя обязательства в течение десяти лет по поставке 60 млрд кубов в год со штрафными санкциями – очевидная глупость, на которую "Газпром" не пойдет", – пояснил Симонов.

Пустые слова

Эксперт добавил, что не стоит воспринимать всерьез предложения вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, так как его полномочия истекают уже в конце октября текущего года.

"Это человек, который через несколько месяцев отвечать за энергетические вопросы не будет. Сейчас он может ездить на любые переговоры и нести любую чепуху", – отметил Симонов.

Условия, предложенные Шефчовичем и "Нафтогазом", математически не смогут устроить "Газпром", считает эксперт. 

"Если Украина полагает, что оставшимися 30 млрд кубами заинтересуются другие компании, пусть выставляет свободную мощность на аукцион. Это соответствует условиям третьего энергопакета, и никаких долгосрочных соглашений подписывать не надо. "Газпром" просто выкупит нужный объем мощностей в рамках европейского законодательства", – заключил Симонов.

В 2019 году истекает газовый контракт между Россией и Украиной. В это время переговоры относительно нового договора между "Нафтогазом" и "Газпромом" осложняются в связи с судебными тяжбами.

В России заявляют, что при условии прекращения судов готовы заключить новое соглашение. Украина опасается, что после запуска "Северного потока–2" Москва откажется от украинского маршрута, считают в стране. Украина отказалась от прямых закупок российского газа в 2015 году, начав так называемые реверсные поставки из Европы. 

Источник: baltnews.lt, 19.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики