Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польский газопровод из Норвегии поторопит Данию с «Северным потоком-2»

Польский газопровод из Норвегии поторопит Данию с «Северным потоком-2»

Копенгаген не сможет затягивать выдачу экологического разрешения на строительство «Северного потока-2» дольше осени этого года. Параллельно датские власти рассматривают заявку на укладку в Балтийском море поддерживаемого ими газопровода из Норвегии через Данию в Польшу, Baltic pipe, и ее согласование намечено на конец года. При этом оно едва ли возможно до одобрения маршрута «Северного потока-2», так как польский газопровод будет пересекать уже действующий и будущий балтийский газопровод из России в Германию и в заявке должен учитываться этот момент, в том числе по месту пересечения и экологическому воздействию.

Перед открытием форума «Петербургский диалог» в Бонне глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков сообщил, что Nord Stream 2 AG ожидает получить согласование от датских властей в октябре: «И тогда мы можем в конце года закончить этот крайне важный проект коммерческий, который Германия-то поддерживает».

В то же время датский регулятор DEPA выдал датской Energinet и польской Gas-system два экологических разрешения на строительство сухопутной части Baltic pipe протяженностью 230 километров по территории страны и ее выход в Балтийское море. Время выдачи в июле совпадает со сроками, указанными в техническом резюме к документации заявки, поданной на получение разрешения на строительство газопровода из Норвегии в Польшу по территории Дании. Там же говорится и о том, что согласование на укладку газопровода в территориальных водах и экономической зоне Дании планируется получить в конце 2019 года. Это время тесно увязано с графиком работ по подготовке морской трассы газопровода и непосредственным строительством, которое должно завершиться к октябрю 2022 года. Тогда газопровод сможет начать поставки газа из Норвегии в Польшу объемом до 10 млрд кубометров в год.

Специфика Baltic pipe состоит в том, что он будет проходить через уже действующий «Северный поток» и будущий «Северный поток-2». В материалах Energinet и Gas-system, поданных датскому регулятору, говорится, что на месте пересечения для обеспечения безопасности будут использоваться бетонные «матрасы» и каменная кладка и конструкции официально согласуют с собственниками обоих «Северных потоков». На схеме в изначальном варианте заявки по Baltic pipe «Северный поток-2» проходит параллельно первому в территориальных водах страны и острова Борнхольм. Однако Дания, очевидно, даст разрешение на южный маршрут, экологическую экспертизу на который потребовала весной этого года. Таким образом, переходов через газопроводы из России будет несколько и они будут располагаться в разных местах, что немаловажно для экологической экспертизы. Поэтому Копенгаген едва ли выдаст разрешение на строительство Baltic pipe раньше «Северного потока-2». В ином случае ситуация с балтийским газопроводом будет выглядеть явно политической, что увеличит шансы Nord Stream 2 AG на победу в суде в случае подачи иска.

Другое дело, что сроки строительства поджимают и на укладку каждой из двух веток протяженностью 130 километров по датской экономической зоне уйдет не меньше месяца-полутора. Трубоукладочные суда, задействованные в строительстве, работают со скоростью 3−5 километров в сутки. Плюс пусконаладочные работы. Таким образом, октябрь — крайний срок, чтобы запустить газопровод к 1 января 2020 года.

Напомним, что Дания — единственная страна, которая еще не выдала разрешение на строительство «Северного потока-2». Оператор Nord Stream 2 AG подал первую заявку на строительство газопровода вдоль уже действующего в территориальных водах Дании еще в 2017 году. В прошлом году из-за задержки с выдачей разрешения Nord Stream 2 AG подал заявку уже на северный маршрут — в обход острова Борнхольм уже с севера в экономической зоне. А в апреле этого года регулятор потребовал провести экологическую экспертизу южного маршрута. До этого он был невозможен из-за территориального спора Дании и Польши, однако зимой обе стороны неожиданно быстро уладили многолетний диспут и у датского регулятора появился новый повод затянуть согласование. Экологическая экспертиза по южному маршруту может занять до полугода, и ее завершение как раз приходится на сентябрь-октябрь.

При этом Nord Stream 2 AG отозвал в июне заявку на основной маршрут, через территориальные воды. «Данный шаг был необходим, так как более чем за два года с момента подачи этой заявки бывшее правительство Дании никак не продемонстрировало, что решение будет принято», — пояснил исполнительный директор компании Маттиас Варниг.

Теперь осталось два варианта маршрута «Северного потока-2» в датской экономической зоне — северный и южный. Второй явно предпочтительней для датчан, так как тогда их апрельское решение не будет выглядеть явно политическим. В любом случае в экономической зоне Дании второй балтийский газопровод уже не пройдет параллельно первому и полякам и датчанам придется вносить изменения в экологическую экспертизу по пересечению «Северного потока-2» газопроводом Baltic pipe. При этом по срокам согласований газовая магистраль в Польшу в ситуации с позицией Дании будет играть на руку Nord Stream 2 AG. Тот редкий случай, когда у оппонента не будет другого выхода.

Впрочем, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач менее оптимистичен. «Строительство Baltic pipe является дополнительным фактором, но не определяющим. К сожалению, власти Дании ведут себя по-детски. Затягивание выдачи разрешения не имеет никаких законных оснований и, соответственно, если давление на Копенгаген со стороны европейских партнёров, заинтересованных в проекте, не усилится, они будут тянуть дальше», — полагает эксперт.

Источник: EADaily, 19.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики