Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реализация масштабных арктических проектов без льгот не обойдется

Реализация масштабных арктических проектов без льгот не обойдется

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности.

В СМИ появилась информация о письме главы Игоря Сечина предоставить «Роснефти» и «Нефтегазхолдингу» 2,6 трлн рублей налоговых льгот на уже существующие и будущие месторождения компаний в Арктике. В связи с информационным поводом ИРТТЭК провел опрос на тему "Льготы для арктических проектов". 

Станислав, насколько экономически обосновано предложение «Роснефти» с точки зрения сегодняшней экономической ситуации в РФ и ближайших и отдаленных перспективах? 

Идея "Роснефти" заключается в использовании в своих интересах темы освоения регионов России, синергетических и мультипликативных эффектов от загрузки производственных и научно-технических мощностей. Частный интерес компании (по получению льгот) оказывается встроен в общегосударственную стратегию, так его проще обосновать. И если уж российское руководство взяло курс на реализацию масштабных проектов развития по Арктике, то тут без льгот не обойтись. Бессмысленно было начинать масштабный проект по обновленному СМП и по возрождению гражданского судостроения в России, если не реализовывать параллельно производственные проекты.  

- Можно ли вообще планировать на длительную перспективу (до 2050 года) экономику нефтегазовых проектов и любых других проектов? Можно ли спрогнозировать мировые цены на нефть и газ и на какую перспективу, учитывая опыт их многократного роста/падения без достаточных на то фундаментальных причин? 

У "Восток Ойл" такая же логика, как и у арктических проектов НОВАТЭКа. Другое дело, что сроки окупаемости подобных проектов велики. Какие будут цены на нефть через 10-20 лет, зависит от слишком большого количества факторов: от темпов развития ВИЭ до военно-политической обстановки на Ближнем Востоке. Никакой гарантии окупаемости в среднесрочной перспективе тут нет, но это и ожидаемо. Также вопросом остается степень универсальности правил в российском нефтегазе в аспектах льгот на крупные проекты.  

- Каков оптимальный горизонт планирование нефтегазовых проектов в настоящее время? 

Многие компании считают, что "Роснефть" и НОВАТЭК имеют слишком очевидный де-факто преференциальный режим от государства. Причем это не конфликт по линии: "компании с госучастием и частники", недовольство выражают компании с разными видами акционеров. 

- Можно ли утверждать, что предложение «Роснефти» закрепляет тенденцию роста нефтегазовой составляющей в экономике России в ущерб другим отраслям, например, машиностроению?

Вопрос с машиностроением не однозначен. С одной стороны, возрождать то же судостроение без крупных, даже гигантских добычных проектов сложно - не будет необходимого уровня спроса внутри страны. С другой стороны, нет уверенности в качестве и скорости российского импортозамещения, как бы оно не превратилось де-факто аналог "отверточной сборки". 

- Как вы оцениваете перспективы принятия правительством РФ предложения «Роснефти» и ННК?

Роснефть уже добивалась успеха в противоборстве с Минфином по льготам для Самотлора, компания близка к успеху и по запросу льгот для Приобского. Правда, правительственные финансисты переиграли компанию в споре по ВНХК. И все же счет в пользу "Роснефти" может еще увеличиться - в силу сверхувлечения российских властей арктической темой. 

Источник: Институт развития технологий ТЭК, 24.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики