Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Проблему надо решать с европейскими и белорусскими потребителями»

«Проблему надо решать с европейскими и белорусскими потребителями»

Константин Симонов в эфире «Ъ FM» — о компенсации за загрязненную нефть из трубопровода «Дружба»

«Транснефть» определилась с размером компенсации за загрязненную нефть из трубопровода «Дружба»: она будет выплачивать максимально по $15 за баррель некондиционного сырья. Сумму назначил совет директоров компании. При этом грузоотправители должны будут документально подтвердить понесенные убытки. Резкое ухудшение качества российской нефти, которую поставляют по трубопроводу «Дружба», заметили 19 апреля. Тогда ее транзит в Европу остановила Белоруссия, а затем и другие страны. В связи с произошедшим возбудили уголовное дело об умышленном загрязнении нефти. Ведущий «Ъ FM» Борис Блохин обсудил вопрос компенсаций с директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— Как вы считаете, адекватна ли сумма компенсации?

— Цифра в $15 за баррель выглядит достаточно неплохой для «Транснефти» и достаточно адекватна. Когда мы услышали первое желание потребителей нефти, речь шла чуть ли не о $30 дисконта. Польские нефтепереработчики намекали, что готовы все оставить у себя, заплатив эту сумму. Я только опасаюсь, что они могут с цифрой в $15 не согласиться. Это пока решение совета директоров «Транснефти», которая выработала теперь свою официальную позицию. Прошло уже три с лишним месяца с 19 апреля, история затягивается.

«Транснефть» говорит про грузоотправителей. Что это означает? Она имеет в виду российские компании, которые продают нефть зарубежным партнерам. Формально проблему надо решать с европейскими и белорусскими потребителями. Кто является продавцом нефти на нефтеперерабатывающие заводы? «Транснефть» осуществляет услугу по доставке. Продают наши вертикально интегрированные нефтяные компании, значит, претензии будут предъявлять им. Известен объем отгрузки в эти дни, объем претензий, которые предъявлены европейскими потребителями, поэтому я думаю, что российские компании возьмут эти претензии, документы о поставках и принесут их в «Транснефть». Как раз здесь с точки зрения объемов, я не думаю, что будут большие вопросы, но вот с точки зрения цены они могут возникнуть.

«Транснефть» говорит: «Мы российским компаниям заплатим $15 — и точка». А последние еще ни о чем не договорились с теми же поляками, белорусами, чехами, венграми. Эти моменты тоже надо учесть. Представьте, что, скажем, поляки выставят более жесткие условия. Дальше российские вертикально интегрированные компании скажут: «Слушайте, а у нас там больше требуют денег». А что сделает «Транснефть»?

Мы услышали официальную позицию компании, но она не решает всех проблем, потому что российские ВИНКи не урегулировали свои отношения с европейскими потребителями, а от этого будет зависеть, сколько денег потребуют российские нефтяники у «Транснефти».

Здесь конфликт не исчерпан, потому что есть формальные обвиненные, у которых денег нет, есть «Транснефть», которая говорит «$15 — и точка», и есть наши вертикально интегрированные компании, которые скажут: «Почему мы должны отвечать? Во всем виновата “Транснефть”, пусть они и платят нам». А дальше надо идти к регуляторам, а они бегут от этой темы как от огня. 

Автор: Борис Блохин

Источник: Коммерсантъ FM, 24.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики