Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конъюнктура: Зуд диверсификации

Конъюнктура: Зуд диверсификации

Автор статьи: Константин Симонов — генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

К двум извечным российским вопросам добавился еще один: «Как потратить?» Тут есть место и масштабным теориям, и рецептам спасения страны. Словом, всему, что нам больше всего нравится. Очень много желающих принять участие в празднике жизни и потратить средства из различных госкубышек. Отсюда растущая агрессия по отношению к министру финансов Алексею Кудрину.

Но сомнения в эффективности трат бюджетных средств, мягко говоря, остаются. Особенно если учесть выборный сезон, когда количество любителей простых решений на тему «взять все и поделить» растет в геометрической прогрессии. Магические слова про номерные счета уже прозвучали. Хотя ясно, что страна, где люди не хотят работать, обречена.

Известна популярная гипотеза, что лень в России проистекает как раз из слишком больших запасов ресурсов. Теоретики «ресурсного проклятия» доходчиво объяснили, что запасы нас развратили и вообще добывать сырье стыдно, да еще и опасно, так как цены рухнут в любой момент. На самом деле развращают не запасы как таковые, а авторы концепций перераспределения природной ренты.

Но все равно уже вроде как решили, что с нефтегазовой иглы надо слезать. А светлое будущее обеспечит нам диверсификация экономики. Некоторые министерства даже умудрились обнаружить ее первые ростки. Рост-то в сфере недвижимости и ритейле больше, чем в добывающем комплексе. Хотя все прекрасно понимают, что недвижимость и ритейл растут исключительно на все тех же нефте-, газо-, металло- и лесорублях.

В реальности никакой диверсификации у нас нет. И большой вопрос, нужна ли она вообще. А есть запрос на госинвестиции под предлогом этой самой диверсификации. Вот вроде бы общим местом стали рассуждения про то, как государство зажимает бизнес. А на деле крупные корпорации получили прекрасный источник гарантированных безрисковых инвестиций в проекты, которые вызывают много вопросов насчет их целесообразности. Не покидает ощущение, что диверсификация экономики превратится в очередную операцию по банальному освоению бюджетных средств.

Я лично не против инновационной экономики. Я против того, чтобы в рисковые проекты вкладывались бюджетные деньги. Инновации — это всегда риск, а риск — стихия частного бизнеса. А они не столько грезят постиндустриальной экономикой, сколько стабфонд не дает покоя и снится по ночам. Все это напоминает те же номерные счета, но только для героев диверсификации.

Почему добыча ресурсов не может быть инновационной и высокотехнологичной? Россия отстала на многие годы в области переработки нефти. У нас нет своих технологий добычи на шельфе. Сжижать газ в промышленных размерах мы не можем. Может, лучше вместо структурной перестройки экономики заняться технологической революцией в ТЭКе?

Тем более что логика «вот цены упадут — и будем плакать» ущербна. Мир вступает в полосу чудовищного дефицита энергоресурсов. Приходится разрабатывать тяжелые месторождения нефти — а для этого нефтегазовые компании должны иметь гарантию долгосрочного периода высоких цен на нефть. Кроме того, Россия все же пытается заявить свои права на участие в определении мировой цены на углеводороды. Думаю, что это более реалистичный проект, чем какой-нибудь российский суперкомпьютер.

Источник: газета «Ведомости», 03.07.2007, №120 (1894) 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики