Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война за нефть

Война за нефть

США разжигают конфликт с Ираном ради контроля над Ормузским проливом

США объявили о создании коалиции для патрулирования Ормузского пролива – таков результат «танкерной войны» между Ираном и Великобританией. По мнению экспертов, обострение могло быть спровоцировано специально, чтобы оправдать вторжение в иранские территориальные воды и не дать исламской республике сделать то, чего так боятся страны Запада, – перекрыть главную нефтяную артерию. Может ли ситуация перерасти в военный конфликт?

Через Ормузский пролив проходит порядка 40% всех морских нефтеперевозок. Ежедневно через него транспортируется около 17 млн баррелей нефти, что составляет примерно пятую часть всех мировых поставок. Большая часть пролива находится в территориальных водах Ирана, а потому он вполне может лишить выхода на мировой рынок всю неф­тедобывающую промышленность Ближнего Востока. Хотя международные соглашения и мешают Тегерану это сделать: согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года Ормузский пролив имеет статус «международного водного пути». Тем не менее исламская республика регулярно прибегает к таким угрозам. К тому же выполнить их несложно – пролив идеально простреливается со стороны Ирана. И если Тегеран «психанёт» и закроет пролив, это вызовет мировой энергетический кризис. Эксперты говорят, что и 200, и даже больше долларов за баррель нефти в такой ситуации – вполне реалистичный сценарий.

Танкерная война

Иран уже грозился перекрыть судоходство в Ормузском проливе. Последний раз год назад, когда администрация Дональда Трампа ввела против Ирана новые санкции. Потом градус напряжённости снизился, но ненадолго. Новый виток конфликта начался с того, что два американских нефтяных танкера подверглись нападению возле Ормузского пролива. Затем американский беспилотник нарушил иранское воздушное пространство и был сбит. Трамп вроде как запланировал ответные удары по Ирану, но в последний момент, по его словам, пожалел 150 невинных жертв и всё отменил. А в начале июля британские морпехи задержали у побережья Гибралтара иранский танкер, который предположительно перевозил нефть в Сирию для поддержки режима Башара Асада. Тогда Тегеран предупредил, что в качестве ответной меры могут быть захвачены британские танкеры. И вскоре были захвачены два судна – «Стэна Имперо», принадлежащее Великобритании, и «Месдар», следующее под флагом Либерии, но находящееся в управлении британской фирмы из Глазго. 

Примечательно, что захват британцами иранского танкера в Гибралтаре прошёл относительно тихо, а вот ответные меры Тегерана сопровождались большим информационным шумом. Хотя, по сути, иранцы сделали то же самое, что ранее британцы, так в чём же разница? Понятно, что принцип «что положено Юпитеру, не положено быку» давно царит в западной дипломатии.

Давайте посмакуем: Британия «задерживает» танкер, а Ирак их, оказывается, «захватывает». Причём Британия это делает после нарушения выдуманных санкций. Более того, эти ограничения выдуманы в отместку за то, что Иран будто нарушает требования, выдвинутые США после самовольного выхода американцев из достигнутых прежде международных соглашений. Вот так – кто больше имеет возможностей прокричать, тот и превратит свою лживую позицию в международную правду. Истина давно уже никого не интересует.

Из Ирана сейчас упорно делают «империю зла». Для чего? Не для того ли, чтобы сформировать у общественности уверенность, что режим аятолл должен быть уничтожен, оправдав тем самым вторжение в Иран?

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации обвинили американские власти в том, что они «сжигают мосты» в ситуации с Ираном. Это делается вопреки ранее обозначенной готовности к диалогу, считают в МИД РФ.

«Ставшая следствием ужесточения антииранской политики Соединённых Штатов сегодняшняя «танкерная война» создаёт основания для усиления США и их союзниками собственного военно-политического присутствия в ключевых зонах энергопоставок из региона Персидского залива, приводит к удорожанию танкерных перевозок и как следствие повышению стоимости энергоносителей, – полагает кандидат политических наук Олег Столетов. – Так как США заинтересованы в повышении конкурентоспособности поставок собственных сланцевых нефти и газа на международные рынки, рост цен на нефть Персидского залива представляет для них экономическую выгоду».

«Случайно нажал кнопку – и пошла ракета» 

Оружие уже бряцает. Подтверждением тому является предложение Вашингтона организовать коалицию для патрулирования Ормузского пролива.

«Мы работаем над тем, чтобы изменить поведение руководства Исламской Республики Иран. И мы создаём коалицию, которая будет патрулировать Ормузский пролив, чтобы сохранить эти морские пути открытыми. В этом будут участвовать страны со всего мира», – заявил госсекретарь США Майк Помпео. Идею патрулирования поддержал ряд стран ЕС, в том числе Дания, Италия, Нидерланды, Франция и, конечно, Великобритания. Германия, Испания, Польша и Швеция выразили заинтересованность.

Власти Ирана пока что пытаются сгладить ситуацию и говорят, что готовы использовать все средства для обеспечения безопасности в регионе, и обещают не допустить нарушения судоходства в Ормузском проливе. Министр иностранных дел исламской республики Мохаммад Джавад Зариф призвал нового премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона осознать, что Тегерану не нужен конфликт с Лондоном.

«США стремятся усилить давление на Иран и его изоляцию, но на самом деле не намерены втягиваться в военную конфронтацию с Тегераном, – полагает, в свою очередь, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. – Вспомним известное признание Дональда Трампа, как он одобрил нанесение удара по Ирану, но затем передумал, такие заявления, как правило, делают, если в реальности не собираются переходить к военной конфронтации. В этом смысле представленный главой британского МИД Джереми Хантом (недавно подавшим в отставку) план создания общеевропейской миссии по патрулированию Ормузского пролива и Персидского залива Вашингтону на руку. С одной стороны, вбивается дополнительный клин между Ираном и ведущими европейскими государствами. А ведь ранее тот же Лондон пытался выступить в качестве «доброго полицейского» в переговорах с Ираном – вспомним июньский визит замглавы британского МИД Эндрю Маррисона в эту страну. С другой стороны, поводы для тревожности Тегерана в данном случае создают именно действия европейцев, что даёт США дополнительное пространство для маневра».

В связи с этим политолог указывает на излюбленную тактику Трампа – добиться максимального уровня напряжённости, чтобы затем перейти к торгу. Что ж, посмотрим, поступит ли он так и на этот раз.

Андрей Горохов, главный редактор журнала «Русская политология – Russian political science»:

– Прошу обратить внимание на интервью, которое дал нашему изданию профессор истории Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник. Он сказал практически дословно следующее: в администрации Трампа есть ястребы, которые пытаются спровоцировать войну с Ираном, и для них Иран – это главная цель. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, один из вдохновителей вторжения неоконов в Ирак, хотел вторгнуться в Иран ещё во времена администрации Джорджа Буша-младшего. Теперь он снова ищет предлог, чтобы начать войну с Ираном. Некоторые из тех же, кто предсказывал, что вторжение в Ирак будет лёгкой прогулкой, теперь говорят то же самое об Иране, но они не знают, о чём говорят. Война с Ираном была бы катастрофой для всех участников. Руководитель аппарата госсекретаря США Колина Пауэлла, полковник Ларри Уилкерсон, сказал, что он смотрит на Иран и видит повтор вторжения в Ирак. Они следуют тому же сценарию, но если американцы думают, что война с Ираном будет лёгкой, они сумасшедшие. Иранский народ собирается мобилизоваться на защиту режима. Даже те, кто критически настроен, собираются защищать его от вторжения США. Уилкерсон предупредил, что война с Ираном будет в 10–15 раз дороже для США в долларах и потерях, чем война в Ираке. Тем не менее Болтон, Помпео и другие сумасшедшие приветствуют такой сценарий.

Автор: Ксения Веретенникова

 

Источник: Наша версия, 29.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики