Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Инвестиции чистого разума

Инвестиции чистого разума

Игналинская АЭС будет остановлена прямо в канун Нового года — 31 декабря в 23:00 по местному времени. Литовцы получат неприятный «новогодний подарок» — цены на электроэнергию автоматически вырастут. При этом до сих пор в подвешенном состоянии находится вопрос строительства новой, общей для стран Балтии АЭС, которая призвана заменить Игналину.

Литва, Латвия, Эстония и Польша планировали построить АЭС к 2018 году, однако процесс согласований проекта забуксовал в самом начале. Литва не смогла «разрулить» собственное законодательство и окончательно зарылась в энергореформах и политических дрязгах. Впрочем, Вильнюс все-таки объявил конкурс концессии по проектировке и строительству новой АЭС. Как выразились местные функционеры, это будет крупнейшая инвестиция в истории Литвы, «инвестиция чистого поля». Однако стратегического инвестора на проект стоимость 4-5 млрд евро пока нет, и маловероятно, что он появится в обозримом будущем . При этом Вильнюсу еще предстоит масштабная работа по утилизации Игналины.

Между тем, по прогнозам Еврокомисии, показатель ВВП Литвы по итогам года рухнет на 18,1%. На фоне этого реализация атомного мегапроекта остается под вопросом. Кроме того, переговоры прибалтийских стран по АЭС пока ничем конструктивным не завершились. Вильнюс рассчитывает договориться с соседями в следующем году. «Показателем этих разногласий как раз и стало то, что Эстония не исключает для себя возможности действовать в одиночку на ядерном поприще и не надеется здесь на своих ближайших соседей», — замечает ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Александр Перов.

Пока Эстония еще способна продавать электроэнергию Литве, но в будущем ей самой грозит энергодефицит. В основном по причине экологических обязательств перед ЕС — доля сланцевой энергии должна быть снижена вдвое. «Весьма вероятно, что в Копенгагене, на климатическом саммите, будут приняты новые, более жесткие ограничения по выбросам парниковых газов, что даст дополнительный толчок развитию так называемой «нетопливной» энергетики, к которой условно относятся и АЭС», — считает заместитель генерального директора по науке Института энергетической стратегии Алексей Громов. По его мнению, в связи с этим атомные перспективы у прибалтийских стран все же есть, а необходимость строительства АЭС диктуется их высокой зависимостью от импорта энергоносителей, которые они получают практически исключительно из России. «Учитывая, что основной объем закупаемого природного газа приходится на нужды электроэнергетики, совершенно понятно стремление властей Эстонии развивать собственную атомную энергетику», — замечает Громов.

На прошлой неделе эстонское правительство утвердило представленную министерством экономики программу развития энергохозяйства страны до 2020 года. Она предусматривает и строительство собственной атомной станции. Документ предполагает финансирование в размере 2,1 млрд евро за счет госбюджета, средств ЕС и частных инвестиций. Объемы финансирования программы более чем скромные, однако на эти деньги предполагается модернизация Нарвских электростанций, развитие энергосбережения, увеличение ветрогенерации и строительство второго электрокабеля до Финляндии, а также реализация нового «атомного» проекта.

Очевидно, что Эстонии, как и Литве, придется искать стратегического партнера. Однако «атомных» инвесторов на всех может не хватить — ведь свои планы в Прибалтике реализует и Россия. «Нам еще предстоит наблюдать за конкуренцией эстонского и литовского атомных проектов, в которой решающую роль будут играть условия привлечения частных инвестиций и выбор подрядчиков для будущего строительства», — говорит Громов.

При этом страны Прибалтики выбрали неблагоприятный момент для реализации собственных ядерных проектов, считает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташев. «Во-первых, крайне проблематичной является в них экономическая ситуация. В 2010 году она, видимо, еще более осложнится, ограничив финансовые возможности правительств. Уже это может спутать планы, — говорит он. — Во-вторых, кризис диктует удешевление энергоресурсов, что делает атом менее выгодным, чем в 2006-2007 годах».

Идея строительства АЭС в Эстонии впервые возникла еще во времена СССР. Несколько лет назад Таллин заявил, что не хочет отставать от прогрессивной Европы и Китая и займется атомной энергетикой. В 2007-2008 годах в стране началась широкая общественная дискуссия о необходимости АЭС и месте ее возможного размещения. В частности, эстонские эксперты предлагали построить станцию на одной из Нарсвких ТЭС, но смутила близость к России. Выбрать оптимальное место оказалось довольно сложно — ведь помимо самой площадки для АЭС необходимо обеспечить место для захоронения ядерных отходов. Сплавлять их в Финляндию не получится, в Россию — только при условии закупки у нее ядерного топлива.

В Эстонии даже предлагали строить АЭС под водой. Проект, представленный Морской академией Эстонии, предполагал строительство станции мощностью 1000 мегаватт на гранитном щите на дне Финского залива Мууга у побережья Эстонии, недалеко от крупного порта. Идеологов проекта смущал лишь вопрос стоимости — ведь строить на суше значительно дешевле.

В начале 2008 года Инвестиционный банк Северных стран заявил, что при необходимости готов выделить Эстонии кредит на строительство АЭС. Представители банка отмечали, что с закрытием Игналинской АЭС Эстония станет еще больше зависеть от России в энергетической сфере. Поэтому Балтии нужно укреплять контакты с Северными странами. Вероятно, в условиях кризиса эти связи потеряли былую актуальность.

Как предполагают эксперты, новая волна «атомных» заявлений в Эстонии может быть связана с климатическим саммитом в Копенгагене — Эстония по-прежнему рассчитывает на финансовые вливания «старшего брата». Или, что тоже вполне возможно, Таллин вновь заговорил об АЭС после заявлений «Газпрома» о планах по развитию в регионе (не так давно в Риге было открыто представительство российской газовой компании в Прибалтийских странах).

Как известно, газовые станции строить намного быстрее и дешевле, чем АЭС. «Сегодня ни одного мало-мальски реального предложения по проекту строительства АЭС в Балтии нет. Есть российский проект строительства АЭС в Калининградской области. Если там АЭС будет построена, а в этом сомнений нет, потому как по этому поводу есть конкретное решение правительства России, то говорить об атомных станциях в странах Балтии не имеет смысла», — заявил в интервью латвийским СМИ руководитель представительства «Газпрома» в Балтийских странах Евгений Ролдугин. Вероятно, прибалтийские политики в преддверии «энергетической оккупации» со стороны России вновь занервничали и вспомнили о мирном атоме.

Однако проект эстонской АЭС может натолкнуться на серьезные «подводные камни». Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов, больше всего проблем возникнет из-за экологического фактора, поскольку в стране ведутся разговоры о том, что остров Суур-Пакри, где планируется возводить АЭС, необходимо сделать национальным парком. «Во-вторых, непонятно, где эстонские власти возьмут средства на строительство, — отмечает Перов. — Однако даже в том случае, если «зеленые ростки» в мировой экономике через пару лет вдруг превратятся в мощные баобабы, все равно решение вопросов финансирования строительства АЭС будет сложной задачей. Тем более, что у Эстонии в данном отношении есть более простые и менее затратные пути решения своих энергетических проблем». Между тем, в Эстонии до сих пор не разработан закон о ядерной энергетике.

По мнению Колташева, строительство атомных электростанций в нынешних экономических условиях необоснованно. «Сомнительно, что затраты на их сооружение более оправданы, чем поддержание национальных рынков. Не ясно также, кому необходима эта довольно дорогая электроэнергия», — считает Василий Колташов.

Судя по всему, прибалтийские «инвестиции чистого поля» рискуют превратиться в инвестиции чистого разума, оставшись лишь на бумаге. «Решить проблему энергодефицита прибалтийские страны вполне могут за счет будущей АЭС в Калининградской области, — считает Александр Перов. — Ее перспективы намного более реальны, нежели у той же АЭС в Эстонии. Правда, в этом случае придется пожертвовать своей «энергетической самостийностью».

Автор: Светлана Коробейникова

Источник: ИА Росбалт, 08.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики