Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шантажом про Трансбалканский газопровод "Нафтогаз" требует уступок у Евросоюза

Шантажом про Трансбалканский газопровод "Нафтогаз" требует уступок у Евросоюза

Транспортировка катарского газа на Украину через Трансбалканский газопровод невозможна – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Трансбалканский газопровод не предназначен для украинских фантазий

Украинская компания «Нафтогаз» обрадовала публику очередным заявлением о том, как ей удастся преодолеть последствия прекращения базового контракта на транзит газа с «Газпромом», которое состоится 1 января 2019 года. Новый контракт украинская сторона подписывать не спешит, из-за чего в «Нафтогазе» сегодня заняты систематическими фантазиями на эту острую тему.

Например, в Киеве заявили, что новым вариантом поставок газа на Украину может стать Трансбалканский газопровод, причем в качестве сырья планируется использовать СПГ из Катара, что говорит о том, что в «Нафтогазе» данный вопрос совершенно «не продумали».

Во-первых, для того, чтобы поставлять СПГ по стационарному газопроводу, нужно его переработать в стандартный вид, а это значит, что сырье здесь будет два раза менять форму, причем только это его удорожит где-то на 100 долларов на тысячу кубов. Во-вторых, есть большие сомнения, что по Трансбалканскому газопроводу можно даже теоретически доставлять СПГ из Катара на территорию Украины.

«СПГ ведь не транспортируется, его в танкере привозят в порт, где стоит терминал, который переводит газ из жидкого состояния, т.е. СПГ, в газообразное, т.е. в стандартный и пригодный к использованию природный газ», - констатирует Юшков

Как замечает эксперт, поставки такого газа, как из Греции на Украину, так и из Турции на Украину, невозможны чисто технически по той причине, что для этого нет соответствующей инфраструктуры, которая могла бы реализовать данную логистическую цепочку.

«Достаточно сказать, что газопровод с СПГ-терминалом идет к внутренним потребителям, а не к тем магистральным сетям, которые обеспечивают поставку российского газа в Грецию и Турцию. Чтобы прогнать катарский СПГ на Украину, нужно будет построить специальную перемычку от одного из СПГ-терминалов к магистральной трубопроводной системе», - резюмирует Юшков.

«Поэтому просто так прийти и сказать – «OK, мы сейчас здесь загрузимся», нельзя. Вот так не получится, просто из-за того, что газопровод сейчас работает в другом направлении. И вообще, если украинцам хочется получить катарский СПГ, то им лучше обратиться к польскому СПГ-терминалу в городе Свиноустье, который технически может выполнить такие поставки», - заключает Юшков.

В данном случае мощности сегодня пустые, и они имеют выходы на трубопроводную систему, по которой газ может дойти из Польши на Украину. Стоить это будет очень дорого, хотя бы из-за того, что большие объемы СПГ украинцам еще нужно перекупить на мировом рынке. 

Кроме того, сейчас газ качается с севера на юг, а в украинском проекте по Трансбалканскому газопроводу нужно будет его качать с юга на север. Это непросто и не отработано – есть же пример второй нитки «Турецкого потока», для которой надо доделать инфраструктуру в Европе. И это, несмотря на то, что здесь, в целом, будут использоваться существующие газопроводные мощности. 

Трансбалканский газопровод полностью законтрактован «Газпромом» 

«Что касается Трансбалканского газопровода, то сегодня газ туда поступает через Украину, дальше идет в Молдавию и Румынию, проходит транзитом Болгарию и доходит до европейской территории Турции. С 1 января данный маршрут прекращает свою работу из-за того, что Турция закрывает все потребности в российском через газе через газопровод «Турецкий поток», - констатирует Юшков.

В то же время, предполагается, что поставки газа через Украину в Молдавию, Румынию и Болгарию продолжатся. Естественно, Киев может пойти на прекращение транзита газа, но он точно не сможет договориться с контрагентами, которым нужно российское сырье, о поставках в обратном направлении. И это не говоря  о том, что катарский газ сюда не может зайти сюда по техническим причинам.

«Данные рассуждения послужат рекламой второй нитки «Турецкого потока», которая через территорию Турции будет снабжать страны Южной Европы без взаимодействия с таким сомнительным партнером, как современная Украина», - резюмирует Юшков

По словам Игоря Валерьевича, транзитные мощности здесь законтрактованы «Газпромом», что также не дает никому возможности зайти в газотранспортную систему, которая существует от Болгарии до Украины. Данный факт также хорошо говорит об этих «фантазиях».

Руководство «Нафтогаза» саботирует транзит российского газа в Европу

«На самом деле, в этом заявлении «Нафтогаза», в котором украинцы говорят о поиске альтернативного поставщика газа, основной момент заключается в том, что транзита российского газа через Украину в Европу не будет», - заключает Юшков.

Руководство этой компании в лице Андрея Коболева и Игоря Витренко открыто говорит, что никакого соглашения они подписывать с «Газпромом» не собираются, и это является прямым следствием защиты их личных меркантильных интересов.

«По сути, «Нафтогаз» здесь расписался в том, что украинская сторона собирается подрывать транзит российского газа в Европу, что должно насторожить европейцев, у которых Киев пытается выторговать какие-то новые уступки», - констатирует Юшков

Здесь «Нафтогаз» действует против интересов Украины и ориентируется на политические элиты США, которым выгодны сложности в данном вопросе, как и то обстоятельство, что до сих не подписан новый транзитный договор на поставку российского газа в Европу.

И, кстати говоря, в таких условиях у украинцев не будет альтернативного поставщика, ведь если нет транзита, то нет и реверса.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики