|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "В России или будет дешевый бензин, или будет нормальная "социалка" "В России или будет дешевый бензин, или будет нормальная "социалка"Соглашение правительства с нефтяниками о моратории на рост цены топлива закончилось. С 1 июля цены отпущены, и они слегка начали ползти вверх. Но на днях Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие механизм для стабилизации цен на бензин, дизельное топливо и авиакеросин. Убережет ли это нас от дорогих авиабилетов и высоких цен на топливо? «Собеседник» обсудил проблему с руководителем Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым: — Буквально на днях президент Путин сказал, что серьезное ограничение цен на топливо будет тормозить развитие нефтепереработки. И поддержал умеренное повышение цен. А есть ли верхняя планка этой умеренности? — Планки нет. И если реагировать на ситуацию без эмоций, станет очевидно: избежать удорожания нефтепродуктов не получится, нравится нам это или нет. Напомню хронологию событий. Полгода в России действовало соглашение, которое фиксировало цены на ряд нефтепродуктов в опте. Речь шла о том, чтобы цена не должна расти выше темпов инфляции. То есть о том, чтобы она вообще не росла, не говорилось. Но был зафиксирован предел. Теперь соглашение не действует. И возникает два возможных варианта развития событий. Первый — на котором настаивает правительство в лице вице-премьера Дмитрия Козака: он говорит, что и без соглашения будет все в порядке и никакого роста не будет. Другой вариант — что будет открыто определенное окно возможностей. Конечно, никто не говорит, что надо компенсировать нефтяникам все за прошлые периоды. Но тем не менее цена на бензин вырастет. Лукавство Минфина— Но Госдума приняла законопроект, который увеличит «демпфирующие» компенсации нефтяникам. Из бюджета на это выделят порядка 400–500 млрд руб. Разве этого не хватит? — Это лукавая формула Минфина. Ведь что такое демпфер? Коротко напомню, как этот механизм функционирует. У любой крупной добывающей компании в России есть альтернатива: поставлять сырую нефть на экспорт или же на отечественный завод, чтобы он переработал ее тут и поставил на внутренний рынок. И когда выясняется, что гораздо выгоднее поставлять сырую нефть, без переработки, за рубеж, у компании возникает вопрос: а зачем я буду делать выбор в пользу внутреннего рынка? Тут вмешивается правительство: как же так, вы же обязаны думать о внутреннем потребителе. Нефтяники в ответ: вот цифры, мы оказываемся в серьезном минусе... И власти обещают компенсировать убытки. — И в чем лукавство? — В том, откуда берутся эти деньги. Если послушать Минфин, кажется, что из бюджета. Но на самом деле — из другого кармана тех же нефтяных компаний. Механизм простой до безобразия: повысили налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и из этих денег нефтяникам будут возвращать убытки. То есть сначала они платят повышенный налог в бюджет (причем он повышен ровно настолько, насколько увеличены выплаты по демпферу), а потом им из этих денег возвращают упущенную прибыль. Крест на переработке— Неужели эти «жирные коты» не справятся с такой нагрузкой? — У нас и впрямь есть восприятие нефтяных компаний как «жирных котов», которые не хотят поделиться с народом. Они действительно не такие уж бедные. Между тем государство все время думает, как увеличить поступления от нефтяников. Сегодня, как ни крути, порядка 70% в стоимости нефтепродуктов составляют налоги и акцизы, то есть эти деньги наполняют бюджет. Нефтяники сейчас пытаются объяснить, что из-за налогового маневра в России стала нерентабельной переработка. А власти им отвечают: вы же можете закрыть «дыру», исходя из добычной прибыли. Могут, но это неправильная история. Ведь выходит, что власти открыто декларируют: переработка у нас убыточна, ее надо субсидировать из другой деятельности. Тогда возникает вопрос: зачем же нефтяникам вообще инвестировать в такую переработку — в тот сегмент, который правительство считает убыточным (несмотря на все разговоры о том, что надо уходить от сырьевой экономики)? — С макроэкономической точки зрения это важный момент. А для простого-то обывателя у бензоколонки что изменится, если переработка начнет развиваться? Все равно все эти повышения в конечном итоге оплачивает он собственными деньгами... — Цены не будут расти, если появится независимая переработка, которая отделена от добычи. Когда появятся конкурирующие друг с другом заводы, которые будут снижать цены на свою продукцию и вкладывать деньги в модернизацию, предлагая рынку качественный и дешевый продукт. — Похоже на красивую рыночную сказку... — Да, особенно если учесть, что переработка у нас сегодня вообще минусовая и правительство честно говорит: «да, убытки, но закройте их из добычного сегмента». А это означает, что власти вообще ставят крест на переработке. И сейчас, кстати, разворачивается история с Антипинским НПЗ в Тюмени — ярчайший пример судьбы независимого нефтепереработчика. Правда, у этого НПЗ было три месторождения в Оренбургской области, но они не были встроены в систему переработки. Смотрите: новейший завод, глубина переработки у них 98%, новые технологии, гигантские инвестиции... Казалось бы, витрина отечественной переработки. А в результате мы видим, что долги у предприятия чуть ли не такие же, как стоимость постройки Крымского моста, бывший собственник под арестом, экс-гендиректор сбежал за границу, в розыске. Вот такая история независимой переработки. А это означает, что никакого конкурентного рынка у нас не будет еще десятилетия. И даже мечты об этом не будет. — В общем, надо настроиться, что бензин будет и дальше дорожать? Несмотря на все декларируемые властями усилия и спешно принимаемые Госдумой поправки? — Думаю, да. К слову, соглашение с нефтяниками некоторые эксперты называют лукавым. Я все-таки с этим согласиться не могу: оно сдержало рост цен. А ведь в этот период мировая цена на нефть росла. Другое дело, что эти компании не забыли, что полгода жили с ограничениями, и я не исключаю, что сейчас они попытаются (опять же, воодушевившись словами президента о возможном росте) свои потери компенсировать. Вопрос лишь в том, окажется ли грядущий рост цен на топливо шокирующим, как это было летом прошлого года, когда начались манифестации, или нефтяным компаниям удастся аккуратно пройти этот период. — Добавляют ли свои пять копеек независимые АЗС? Многие эксперты указывают на них как еще на один источник роста цены на бензин. — Я бы не стал перекладывать на них вину. Идея властей была в том, чтобы зафиксировать цену в опте, тем самые не давая рознице задирать стоимость бензина. А это означает, что и независимые АЗС получают нефтепродукты по той же цене, что и вертикально интегрированные. То есть у них нет объективных причин повышать цену, если только они не видят ее повышение в опте. И хотя на АЗС соглашение не распространялось и некоторые все же пытались задрать цену, я бы всех собак вешать на них не стал. Дубина правительства— Премьер Дмитрий Медведев несколько раз уже угрожал нефтяникам «дубинкой» — заградительными пошлинами на экспорт, если те будут задирать цены на топливо внутри страны. Поможет? — На самом деле это такая дубинка-бумеранг — ею легко можно и себе по башке треснуть. Ну введут заградительную пошлину на нефтепродукты, а то и на сырую нефть... Что будет, если компании в ответ на принуждение продавать нефть по фиксированным ценам начнут проявлять принципиальность? Предположим, они попросту остановят поставки сырой нефти — и как тогда будет закрываться бюджет РФ? У нас же весьма интересная ситуация, когда даже госкомпании живут по своим принципам. То есть правительству надо будет еще постараться, чтобы заставить, скажем, «Роснефть» принимать нужные ему решения. В общем, тут жесткая игра. И кто кого напугает — еще вопрос. Но у властей, конечно, много инструментов. Можно снова поднять налоги или вернуться к мораторию... Я вообще думаю, что в конечном счете все сведется к вводу госцен на топливо. Поясню. У правительства было два пути. Тяжелый — попытаться структурно поменять отрасль и сделать так, чтобы у нас появилась независимая переработка. Ее ведь надо как-то создавать, воевать с компаниями, чего-то там выделять, проводить антимонопольные расследования... Отрасль непростая. Не дай Бог это бы привело к тому, что «крупняк» вообще откажется инвестировать в переработку и начнет заводы закрывать (а такие прецеденты были)... Власти ведь прекрасно понимают, что не переработка сегодня составляет основную маржу наших нефтяных компаний. Второй путь более простой (и кабмин по нему идет): ввести госцены на топливо. Ведь по сути мораторий именно этим и был, только власти стыдливо отнекивались, говорили: эта мера временная. И тот факт, что мораторий отменили, ничего не значит. К нему так или иначе вернутся — как только цены на бензин повысятся, у граждан опять начнется паника, снова введут мораторий... Как в Казахстане не получится— А что плохого в дешевом бензине? Если посмотреть на страны-производители, то лишь в США и Норвегии он дороже, чем в России. В Казахстане, Азербайджане, Саудовской Аравии наполовину дешевле — где-то в районе 27–35 рублей за литр... — А самый дешевый бензин в Венесуэле... Ответ прост: в этих странах доля налогов в цене бензина на порядок меньше, чем в России. Вы хотите иметь бюджет такой же, как в Венесуэле или на Кубе, где литр бензина вообще стоит 9 центов? А если вы хотите, чтобы государство собирало нормальные деньги в бюджет, тогда бензин должен быть дорогим. Можно, конечно, требовать дешевого бензина, считая, что власти неэффективно тратят бюджетные деньги. Но тогда надо понимать, что ждать от правительства обеспечения социалки, реализации нацпроектов и тому подобного. Просто нельзя одновременно требовать дешевого бензина и роста социальных выплат, пенсий и так далее. — Но разве Казахстан или Азербайджан не являются антипримером этого утверждения? Там и бензин дешевый, и с социалкой не так уж плохо... — Нет, не являются: уровень жизни в этих странах на порядок ниже, чем в России. Авиабилеты не станут дешевле— Керосин включили в список товаров, по которым будут демпфинговые компенсации, — говорит Симонов. — Поэтому можно предположить, что цена на авиакеросин (как и на авиабилеты) в ближайшее время останется прежней, может быть немного снизится — символически. Это как в классическом анекдоте: как сделать человеку хорошо? Надо сделать ему плохо, а потом — как было раньше. Так и тут: увидев небольшое снижение, не стоит радоваться. Вспомните, как шустро — выше инфляции — дорожали авиабилеты за последний год... К сожалению, потребитель все равно окажется в минусе. Автор: Елена Скворцова Источник: Собеседник, 01.08.2019 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|