Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США направят санкции по «Северному потоку-2» на Европу

США направят санкции по «Северному потоку-2» на Европу

Какие сложности могут возникнуть со строительством газопровода

В Сенате США готовят санкции в отношении проекта «Северный поток-2». Идею новых ограничений одобрил комитет по иностранным делам. Теперь законопроект рассмотрит Сенат и Палата представителей. Санкции могут коснуться европейских компаний, которые помогают строить трубопровод «Северный поток-2», передает Reuters. Предполагается, что их счета в Соединенных Штатах будут заморожены. Российские структуры новые меры не затрагивают.

Кто в итоге проиграет? И как новые ограничения отразятся на строительстве газопровода? На эти вопросы “Ъ FM”ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Это штрафы не на компании, которые предоставляют финансирование, их, скорее всего, это не коснется, потому что фактически все деньги они уже предоставили. Преследования в странах Соединенными Штатами может быть только для компаний, которые предоставляют суда-трубоукладчики. И это, прежде всего, швейцарская компания Allseas, семейная фирма. И минус для США в том, что она там почти и не работает. У них расчеты проходят в евро, поэтому здесь тоже сложно зацепиться будет. Американцы прекрасно понимают, что это колоссальный удар по их отношениям с Европой прежде всего, а не по России. Одно дело, когда ты запрещаешь проект на стадии принятия инвестиционного решения, а тут стройка уже закончена на 70%. Я думаю, в США прекрасно понимают, что “Северный поток-2” — это проект, который Путин воспринимает как личный, и если его запретят, то для российской политической элиты это будет означать начало экономической войны».

Помимо американских санкций, с «Северным потоком-2» могут возникнуть и другие проблемы. Во-первых, Евросоюз принял поправки в газовую директиву. А они могут привести к тому, что новый трубопровод будет загружен только наполовину. Во-вторых, Дания не дает разрешения на строительство в своей экономической зоне в Балтийском море. Из-за этого открытие «Северного потока-2» могут отложить, отметил заместитель гендиректора инвестиционной компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров: «Для самого по проекта, естественно, болезненна загрузка на 50%, потому что это окупаемость отодвигает в очень отдаленную перспективу. Но для экспорта в целом задержка даже более существенна. Риски того, что это может все уйти в конец 2020 года, наверное, есть. Ранее была полная уверенность, что проект будет реализован в 2019 году — этого не получилось».

Процесс строительства «Северного потока-2» сопровождается непростыми переговорами с Украиной. В этом году заканчивается 10-летний контракт на транзит газа между странами. Россия теперь хочет заключать краткосрочные соглашения — на год. В Киеве настаивают на сохранении долгосрочного формата. Поставить точку в этом споре удастся не скоро, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов: «Если говорить о ситуации 2021 года, когда теоретически газопровод может быть выведен на проектную мощность, то Украина чисто технически может полностью лишиться транзита газа. Казалось бы, максимум, на что может рассчитывать Украина чисто технически даже — это 10-20 млрд кубометров газа в год, но ответ на вопрос о прокачке через газотранспортную систему Украины лежит не в мощности обходных газопроводов, а в спросе на территории Европы. Учитывая сокращение собственной добычи в Евросоюзе, а также вывод из эксплуатации угольных электростанций, спрос на российский газ будет расти. При росте спроса газотранспортная система Украины будет загружаться».

Первые поставки газа по трубопроводу «Северный поток-2» все еще ожидаются к концу года. Полноценный запуск проекта может состояться во второй половине 2020-го.

Автор: Анна Пестерева 

Источник: Коммерсантъ FM, 01.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики