Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

«Украина не хочет терять свой газовый козырь» (аудио, видео)

Россия предложила Украине продлить на год действующий контракт на транзит газа, который истекает 1 января 2020 года. Об этом в кулуарах заседания российско-турецкой межправкомиссии сообщил министр энергетики Александр Новак. По его словам, Москва выступает за то, чтобы Украина покупала газ напрямую. Возможные корректировки действующего контракта, по словам Новака – это предмет переговоров коммерческих компаний. Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Анна Шафран обсуждает с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности, первым проректором Финансового университета при правительстве РФ Константином Симоновым.

СИМОНОВ: На самом деле мы прекрасно понимаем, что Украина не примет наши предложения, поэтому здесь расслабляться нам совершенно не стоит, и причин много. Дело в том, что… ну, мы прекрасно понимаем, что если продлить контракт на год, это позволит России окончательно завершить строительство не только «Северного потока-2» морской части, но и завершить строительство сухопутных газопроводов. Это касается и продления «Турецкого потока», это скорее всего касается и газопровода EUGAL. Возможно, там сроки будут более серьёзные. Почему? Потому что пусконаладочные работы обычно занимают порядка 6-8 месяцев для таких серьёзных участков и размеров.

Но тем не менее, год – это серьёзный гандикап, и в конце 2020 года Украина просто будет нужна только для закрытия каких-то пиковых нагрузок или же в случае роста спроса на газ в Европе. То есть это ситуация не гарантирована. И Украина это прекрасно понимает, потому что она сейчас настаивает на десятилетнем договоре, именно потому, что она считает, что пока вся альтернативная система не построена, у Украины есть определённый козырь, который она хотела реализовать. Продление договора…

ШАФРАН: Им, соответственно, надо побыстрее эти все вопросы решить, пока есть возможность. Правильно?

СИМОНОВ: То есть она понимает, что пока Россия ещё не завершила строительство альтернативных газопроводов, и если дать России год, она это сделает. И вот пока есть возможность, она требует сразу 10-летнего договора.

ШАФРАН: Правильно. А потом будет поздняк метаться, как говорят. Извините за жаргон.

СИМОНОВ: Когда будет 10 лет, она уже может 10 лет существовать дальше. Там есть ещё один нюанс, он связан с тем, что вообще предложение о продлении контракта на год было сделано не сегодня. Оно было сделано Алексеем Миллером, руководителем «Газпрома», ещё во время годового собрания акционеров в конце июня в Петербурге. Но! Там есть ещё одно важное условие, оно связано с тем, что мы настаиваем на том, чтобы Украина отказалась от требования Стокгольмского арбитража выплатить штраф относительно судебных решений по данному договору. Это вопрос не только там в сумме порядка 2,6 миллиардов, дело не в деньгах. Дело в том, что Стокгольмский арбитраж, ну, напомню коротко, что Стокгольмский арбитраж принял достаточно странное решение. Почему? Потому что было два контракта… Хорошо, контракт на поставки газа мы оставим, но он тоже важен, потому что в контракте на поставки газа на Украину был зафиксирован объём газа, который Украина обязана была покупать. Там было зафиксировано, что Украина ежегодно должна покупать у России 52 миллиарда кубов. Там можно было сократить на 20%, ещё на 20%, но всё равно там было чётко зафиксировано, сколько Украина обязана купить. И чётко зафиксировано, прописано там по пунктам, как стоимость штрафа исчисляется, если Украина это не купит.

Украина нарушала эти объёмы, и вы помните, что вообще кончилось тем, что с 14 года вообще поставок на Украину нет. Другой контракт на транзит газа. Там был пункт, что Россия обязуется транзитировать через Украину 110 миллиардов кубов газа. Россия тоже 110 миллиардов кубов не транзитировала, но при этом в контракте не было никаких штрафных санкций...

Полностью слушайте в аудиоверсии или смотрите. 

Источник: Вести FM, 26.07.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики