Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша намерена зарабатывать на транзите российского газа в 10 раз больше

Польша намерена зарабатывать на транзите российского газа в 10 раз больше

Весной следующего года заканчивается контракт на транзит российского газа по польскому участку газопровода Ямал — Европа, и в Варшаве намерены пересмотреть его условия. Польская сторона хочет зарабатывать на поставках голубого топлива из России в Германию не менее чем в 10 раз больше, посчитало EADaily.

«Это просто бизнес. Мы постараемся сделать так, чтобы это не происходило бесплатно, как сейчас. 21 млн злотых в год за эти миллиарды, прокачанные на 660 км, — это ноль», — процитировало издание NetTG.pl уполномоченного правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петра Наимского. По его словам, через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн.

Ранее польский высокопоставленный чиновник заявил, что в 2010—2017 годах Польша потеряла от контракта на транзит российского газа $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год. Высшая контрольная палата Польши в прошлом году подготовила отчет, в котором говорится, что польские власти и лично ныне экс-министр экономики страны Вальдемар Павляк не использовали в 2009—2010 годах переговорные возможности и экономический эффект от газовых контрактов оказался хуже, чем ожидалось. «Правительство Туска и Павляка отказалось от реальных денег, которые принадлежали бы Польше и компании Europol Gaz. Отказ от доходов за транспортировку и списание российских долгов компании Europol Gaz означало прямое лишение нас этих денег. Это странно. В это трудно просто поверить», — сказал газете Gazeta Polska Петр Наимский.

Газопровод Ямал — Европа начали строить в 1994 году, а полностью ввели в эксплуатацию в 2006 году. Инвестиции «Газпрома» в польский участок составили $ 1 млрд, а на 2015 год российский холдинг указывал свои активы в Польше с учетом амортизации и девальвации почти на $ 500 млн.

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Польский участок газопровода Варшава и Москва отдали в собственность и управление компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» сейчас принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания. По межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн). О ней и говорил Петр Наимский.

«С Europol Gaz сложно. Из-за политической позиции Польши нормальная деятельность компании заблокирована: корпоративные процедуры, выплата дивидендов. Поэтому сложно оценивать прибыль. Там расходы минимальны: зарплаты, топливный газ и налоги. Но из-за антирусской линии Варшавы нормально работать невозможно», — говорит Алексей Гривач.

При пересчете на объемы транзита прибыль оператора польского участка Ямал — Европа составляет сейчас $ 0,34 с каждой тысячи кубометров. Половина из них достается польской стороне. Судя по заявлениям о потерях, Варшава планирует увеличить прибыль в 10 раз. Таким образом, польский транзит подорожает более чем на $ 3,4 на каждую тысячу кубометров.

В этом году польский госрегулятор по энергетике URE установил тарифы на транзит газа в 2020 году, и он составляет $ 8,9. А намерения местных властей могут увеличить его на 40% — до $ 12,3. Это дешевле, чем транспортировка газа по действующему контракту через Украину (почти в два раза при расчете на каждые 100 километров), однако украинская газотранспортная система, хоть и досталась Киеву в наследство от СССР, но все-таки своя, а в Польше газопровод строили на деньги уже российского «Газпрома».

Глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова заявляла в июне, что переговоры с Польшей идут, но прогресса пока нет.

Как отмечают эксперты, еще одной проблемой подписания нового транзитного российско-польского контракта может стать и попытка увязать его с соглашением по украинскому транзиту. Так, например, замглавы МИД Украины Елена Зеркаль заявила, что над созданием нового контракта на транспортировку российского газа через территорию Украины Киев работает совместно с Вашингтоном и Варшавой. «По газу мы как раз сейчас работаем с поляками и американцами, то есть до визита (президента), который должен быть в начале сентября в Польшу. Мы готовим меморандум по вопросам энергетики, который и будет фундаментом для развития дальнейших действий на двустороннем, трехстороннем уровне», — сказала замминистра в интервью украинскому подразделению британской BBC.

«Эти темы (украинский и польский транзит) связаны, и ситуация „Северного потока-2“ в частности. Только эта „помощь“, как у Булгакова, когда Коровьев с Бегемотом вернулись, чтобы помогать пожарным тушить пожар в ресторане Дома писателей. После этой „помощи“ остались одни головешки», — резюмирует замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 15.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики