Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РБК: Трутнев призвал Путина пустить иностранцев на арктический шельф

РБК: Трутнев призвал Путина пустить иностранцев на арктический шельф

В письме президенту вице-премьер, по данным источников издания, утверждает, что госкомпании, допущенные к шельфу, срывают сроки бурения скважин из-за отсутствия конкуренции

Вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев направил президенту России предложение привлечь иностранцев и частные компании на арктический шельф, чтобы не срывались сроки его освоения. Как сообщает РБК, в письме говорится, что госкомпании, допущенные к шельфу, срывают сроки бурения скважин из-за отсутствия конкуренции.

Юрий Трутнев предупредил Владимира Путина, что арктический шельф сейчас «не работает на экономическое развитие России». По его данным, с 2012 года, когда право на доступ к шельфу получили только «Газпром» и «Роснефть», правительство выдало им 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав пробурить 86 скважин за 20 лет. Но за 7,5 года освоения Арктики пробурили всего пять скважин.

Запрета на участие иностранных компаний в освоении шельфа нет, зато есть санкции со стороны США на поставку ключевого оборудования, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев: 

«Все технологии, связанные с работой на шельфе, завязаны на плавучей или базирующейся на дне платформе. США, страны Организации экономического сотрудничества и развития, ввели санкции против того, чтобы нам эти платформы предоставлять на любых условиях, в том числе в аренду и продавать. Иностранных компаний, желающих работать на нашем шельфе, очень много, но все попытки начать работу сталкиваются с очень жестким противодействием со стороны США. Когда пришел Трамп, была надежда на то, что он даст возможность заработать американским и международным компаниям на российском шельфе, но ничего не вышло. Попытка Eni совместно с «Роснефтью» пробурить скважину на шельфе Черного моря окончилась абсолютной неудачей. США пригрозили очень серьезными санкциями компании, которая предоставила платформы для бурения. Дело вовсе не в том, что мы кому-то запрещаем работать на нашем шельфе, а в том, что эту работу блокируют США».

Выход — производить собственные плавучие платформы, но до сих пор все попытки сделать их в России заканчивались неудачей, отмечает Рустам Танкаев. На налаживание производства необходимо как минимум пять лет и внушительные финансовые вливания со стороны государства.

Вице-премьер Юрий Трутнев считает, что заманить иностранные компании на российский шельф можно льготными условиями — по так называемой норвежской модели: у местной госкомпании остается 30-процентная доля в проекте, остальное получают частные компании и иностранцы. Но эта модель крайне невыгодна для России, поскольку означает потерю контроля над шельфом, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Есть определенные сложности. Это и конъюнктурные, и санкционные проблемы, и, если говорить об иностранном капитале, иностранных компаниях, введение против нас санкций. Альянсы же были, на них возлагались большие надежды, иностранцев никто не выгонял — пожалуйста, работайте. Вопрос доли. Если принимать во внимание норвежскую модель, которую сейчас предлагает Юрий Трутнев, по сути, это утрата контроля. Логическое объяснение, что это все-таки стратегическая зона. Модель, которая существует, когда иностранцы участвуют 33 процентами и контроль остается за госкомпанией, в принципе, работает, но не работает по причине отсутствия интересантов в данный момент».

Вице-премьер Юрий Трутнев давно выступает за более активное развитие шельфа Арктики. В марте 2019 года он сказал в интервью «Интерфаксу», что, если не начать разрабатывать месторождения на шельфе в ближайшие годы, эти запасы перестанут быть востребованы во время жизни следующих двух поколений.

По словам Трутнева, сейчас «Роснефть», «Газпром» и его «дочка» «Газпром нефть» обладают исключительным правом работы на шельфе Арктики и поэтому не заинтересованы форсировать его разработку. Обе компании обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно. Упущенную выгоду от медленного развития проектов на российском шельфе эксперты оценивают в 18 трлн рублей. 

Источник: BFM.RU, 19.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики