Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: передача "Транснефти" пунктов сдачи сырья усилит ее ответственность за качество

Эксперты: передача "Транснефти" пунктов сдачи сырья усилит ее ответственность за качество

Опрошенные ТАСС специалисты полагают, что инцидент с загрязнением "Дружбы" хлорорганикой может привести к "тотальной" централизации системы транспортировки нефти

Передача в оперативное управление "Транснефти" пунктов сдачи нефти в сети магистральных трубопроводов позволит более четко прописать ответственность монополии за качество сырья, поставляемого на экспорт и российские НПЗ, считают опрошенные ТАСС эксперты.

По их мнению, инцидент с загрязнением "Дружбы" хлорорганикой весной этого года может привести к "тотальной" централизации системы транспортировки нефти.

Тотальный контроль

Глава "Транснефти" Николай Токарев 19 августа на встрече с председателем правительства Дмитрием Медведевым обратился с просьбой передать в оперативное управление госмонополии все пункты сдачи и приема сырья (ПСП) в российской системе нефтепроводов. "Это позволит нам осуществлять полномасштабный контроль и все меры по обеспечению нормальной, кондиционной нефти, которая поступает из разных источников", - объяснял он.

Всего таких пунктов насчитывается около 150 и большая часть из них принадлежит вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, несколько - частным. По версии следствия, загрязнение нефти в трубопроводе "Дружба" в апреле этого года произошло через частный "Самаратранснефть-терминал", который принимает нефть нескольких малых производителей. 

Токарев также предложил провести единую сертификацию химико-аналитических лабораторий, которые осуществляют анализ качества нефти. Медведев просьбы "Транснефти" поддержал и пообещал как можно быстрее подготовить по ним нормативные решения.

Усиление контроля над процессом сдачи сырья со стороны "Транснефти" теоретически позволит снизить риски повторения инцидента с резким ухудшением качества нефти, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. "На практике все будет зависеть от того, сможет ли "Транснефть" организовать эффективный контроль. Но очевидно, что у самой компании и возможностей, и мотивации для этого больше", - полагает он.

"Сейчас "Транснефть" не всегда может контролировать то, что сдают в трубу. А за качество того, что из трубы выходит, "Транснефть" должна нести полную ответственность. Поэтому, думаю, логично, что Токарев пытается этот контроль забрать", - соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Однако оперативного управления, о чем просит "Транснефть", может быть и недостаточно, полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. "Для того, чтобы все это заработало, необходимо, чтобы бизнес-процесс принятия нефти изменился. Нужен тотальный контроль на входе и по всем пунктам сдачи. Но, в целом, централизация системы и управление из одной структуры всегда дает повышение уровня контроля. И это - факт", - уверен эксперт.

Централизация управления, по его мнению, позволит в будущем избежать вопросов в стиле "кто виноват". "У нас же нет вопросов по поводу газа, потому что газ практически весь принадлежит "Газпрому" в стране. И отвечает за все он. Так же хочет поступить и "Транснефть". Логика в этом предложении существует", - считает он.

Вреда не будет

Эксперты в целом единогласны, что для нефтяников негативных последствий от этого решения быть не должно. "Правда, возможно придется вкладываться в дополнительную очистку нефти. Не секрет, что хлорорганика используется многими компаниями для повышения отдачи пласта. Поэтому придется повышать качество перед тем, как сдавать в единую систему", - говорит Пикин. В будущем, считает он, сеть пунктов сдачи нефти может централизованно управляться "Транснефтью" по примеру электросетей, когда передачей электроэнергии по сетям в России управляют компании группы "Россети".

"Если раньше в ПСП сидел аккредитованный сотрудник "Транснефти", то теперь у ее специалистов будет больше полномочий. Если компания добывает нормальное сырье, то волноваться не о чем", - говорит Юшков.

Он допускает, что "Транснефть", получив ПСП в управление, теоретически может усилить контроль и над другими параметрами качества сдаваемой нефти. Например, на содержание серы. Жалобы от монополии на рост уровня серы в потоках в западном направлении звучали неоднократно. "Транснефть" отвечает за качество сырья, поставляемого на российские НПЗ. Получается, что сернистую нефть сдают компании, а за ее поставки отвечает "Транснефть", - объясняет Юшков.

"Впоследствии трубопроводная компания может и выкупить эти объекты, потому что управлять - это одно дело, но раз вы управляете, то и владеть ими должны", - рассуждает Пикин. Однако против этого могут выступить нефтяники, потому что затраты на выкуп могут сказаться на размере тарифа на прокачку нефти.

По мнению Пикина, передача ПСП в управление "Транснефти" практически решенный вопрос. "С точки зрения государства усиление централизации и контроля - это всегда плюс. У нефтяных компаний будут, конечно, вопросы. Им придется перестраивать работу и повышать качество нефти", - поясняет он.

На момент написания статьи российские нефтяники не предоставили оперативно комментарии по этому вопросу.

Организационно передача терминалов в управление может быть оформлена через договора аренды, что предполагает незначительные дополнительные траты со стороны "Траснефти", полагает Танурков. Также возможны контракты между ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании - прим. ТАСС) и "Транснефтью" на обслуживание терминалов специальным подразделением госмонополии.

Ранее вице-президент компании Максим Гришанин говорил, что оптимальная форма установления операционного контроля "Транснефти" над ПСП прорабатывается с Минэнерго. В министерстве комментарий пока не предоставили. 

Источник: ТАСС, 20.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики