Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Без ужесточения контроля за качеством нефти точно не обойтись»

«Без ужесточения контроля за качеством нефти точно не обойтись»

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом «Транснефть» Николаем Токаревым поддержал его предложение о передаче в операционное управление пунктов сдачи и приема (ПСП) нефти в трубопроводную систему. Сейчас из 237 узлов компании принадлежат только 85, остальные 152 — нефтяникам и другим структурам. 

Контроль над ПСП, сообщают в «Транснефти», позволит компании решить и вопрос попадания в систему сторонних фракций, в основном, мазута. 

По данным источников "Ъ", резко против идей «Транснефти» выступает «Роснефть», ссылаясь на то, что дополнительный контроль потребует лишних расходов. Никто из ВИНКов больше против инициатив транспортной монополии не выступил. 

По мнению ряда экспертов, права «Транснефти» на контроль ПСП ограничены, чтобы избежать рисков ограничения доступа к услугам монополиста. 

Станислав, по Вашему мнению, поможет ли и в какой степени усилению контроля над качеством нефти, закачиваемой в систему магистральных трубопроводов, передача ПСП в операционное управление «Транснефти»? 

Сам факт и опыт аварии на "Дружбе" показал, что без ужесточения контроля точно не обойтись, как и без дополнительной его централизации. Неясно, кто мог бы это сделать, помимо "Транснефти", с учетом ее специального монопольного статуса. 

- Какие юридические проблемы, проблемы собственности и другие проблемы требуется решить для реализации данного мероприятия? 

Правовая база будет создана, и в ней будут прописаны механизмы заключения и исполнения договоров операционного управления. Исторически властям приходилось решать и более сложные правовые проблемы, взять хотя бы известные кейсы с приватизацией и национализацией предприятий в отрасли в постсоветский период и даже в последние годы, скандалов и проблем там было куда больше. 

- Действительно ли монополизация ПСП и каким образом ущемит интересы нефтяников? 

Нефтяникам-производителям придется заплатить за новую систему контроля, и полагаться на независимые лаборатории не получится, поэтому скепсис со стороны отрасли понятен. Но сам масштаб аварии на "Дружбе" неизбежно заставит власти применять меры, даже если они не очень нравятся производителям. Отход же от централизованной государственной экспертизы, вероятно, возможен будет уже в будущем, на новом витке развития отрасли и госреулирования, новых технологических возможностей дистанционного контроля и проверок и т.д. 

- Почему именно «Роснефть» выступает против передачи ПСП, и насколько обоснованы ее аргументы? 

"Роснефть" наиболее мощный игрок и экономически, и с точки зрения политико-стратегической, отсюда амбиции (и по нефтетранспортной системе, и в целом) и смелость говорить то, что другие не рискуют озвучивать, в том числе и по вопросу разногласий с "Транснефтью". Но с учетом недавней фактической поддержки Н. Токарева Д. Медведевым по вопросу реформы контроля за качеством нефти, вероятно, линия "Транснефти" будет иметь неплохие шансы на реализацию. 

- Прошло четыре месяца с момента загрязнения «Дружбы» нефтью с хлорорганикой. Согласны ли вы с официальной гипотезой о загрязнении «Дружбы» через ПСП под Самарой? 

Вопрос к компетентным органам, соотношение аргументов гипотез про "халатность при воровстве нефти" и про "диверсию" еще стоит проверить. По крайней мере, стоит ответить на вопросы о том, откуда и почему у малых компаний в Самарской области появилось столь большой объем хлорорганических соединений и почему эти соединения в столь больших концентрациях именно в конкретный момент времени оказались в трубе. 

Источник: ИРТТЭК, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики