Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армагеддон отменяется. Эксперт опроверг резкое подорожание бензина

Армагеддон отменяется. Эксперт опроверг резкое подорожание бензина

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности заверил НСН, что правительство сдержит цены на топливо при необходимости. 

Резкое подорожание топлива прогнозирую эксперты в России на будущий год. В некоторых публикациях ситуацию называют топливным Армагеддоном. Согласно оценке, уже к декабрю бензин прибавит 5%. Как отмечает «Свободная пресса», в нынешнем году динамика роста цен на топливо оказалась в 2,5 раза ниже уровня инфляции, благодаря объективным факторам. Однако это равновесие может быть нарушено по совокупности причин. В их числе эксперты называют высокую степень неопределенности по действиям правительства в части сдерживания цен на топливо, а также риски наращивания экспорта нефтепродуктов в ущерб внутреннему рынку.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии НСН выразил недоумение такими алармистскими настроениями.

«Не понятно, почему все так взбудоражились по поводу будущего года. В случае изменения рыночной конъюнктуры, правительство опять примет меры по сдерживанию цен на топливо. Существует общая установка на то, чтобы они не поднимались выше инфляции. Если будут предпосылки к существенному росту, у правительства достаточно инструментов, чтобы его сдержать. Прежде всего, это понижение акциза, что сразу же должно сказаться на ценниках АЗС. Второе, это взаимодействие с нефтяными компаниями, как было в июле нынешнего года. Нефтяникам увеличат выплаты из бюджета по так называемой демпфирующей надбавке, чтобы они не разгоняли цены. Вопрос только в том, насколько государство готово финансировать сдерживание цен на АЗС. Это уже будет зависеть от того, кто победит в лоббистской подковёрной борьбе – Минфин либо Минэнерго. Министерство энергетики стремится к тому, чтобы цены не повышались, потому что за это с него спрашивает президент. В свою очередь, министерство финансов стремится не допустить больших трат из бюджета. Нефтеперерабатывающие предприятия будут всегда говорить, что им не хватает средств. Получится такая битва Минфина и нефтяников с профильным судьёй в лице вице-премьера Козака. Производители могут доказать нехватку демпфирующей надбавки, либо перестанут выпускать топливо, или повысят цены. В этом случае государство может либо разрешить поднять цены, правда, несильно, либо увеличит выплаты из бюджета по демпфирующей надбавке. Думаю, что президент поддерживает позицию, чтобы цены росли не быстрее инфляции. Скорее всего, именно под эту цель будет изменена система налогооблажения отрасли», - отметил собеседник НСН.

По оценке экспертов, сейчас ситуация на топливном рынке в России стабильна, благодаря соглашению о заморозке цен между топливными компаниями и правительством. Нефтяники получают компенсацию из бюджета за то, что они поставляют бензин на внутренний рынок, а не отправляли его за рубеж на экспорт. Однако правительство не стало продлевать соглашение.

В июле Госдума приняли закон о корректировке демпфирующего механизма на бензин и дизтопливо, а также об изменении формулы НДПИ.

Депутаты рассчитывают, что это позволит стабилизировать цены на топливо без заключения специальных соглашений с нефтяниками.

Как сообщает Росстат, в июле розничные цены на топливо в среднем выросли на 0,2% по сравнению с июнем. При этом производители бензина в июле снизили цены на 0,8%. В целом с начала года топливная розница прибавила 1,6%, в то время как цены производителей сократились на 5,6%. Потребительские цены на бензин в июле в среднем по стране превышали цены производителей в 2,1 раза. 

Источник: НСН, 26.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики