Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» пунктов не сдает

«Роснефть» пунктов не сдает

Она против передачи «Транснефти» точек приема нефти

Как и предполагал “Ъ”, «Роснефть» выступила против передачи «Транснефти» контроля над всеми пунктами приема нефти в магистральные нефтепроводы. В «Роснефти» считают, что это не гарантирует невозможность повторения коллапса на трубопроводе «Дружба». Теперь позиции госкомпаний должен будет примирить вице-премьер Дмитрий Козак, что едва ли удастся сделать быстро.

Премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку оценить предложения «Транснефти» и «Роснефти» по контролю над приемо-сдаточными пунктами (ПСП), через которые нефть сдается в систему магистральных нефтепроводов, сообщил “Ъ” пресс-секретарь премьера Олег Осипов. Такое поручение стало ответом на письмо главы совета директоров «Роснефти», экс-канцлера Германии Герхарда Шредера, в котором тот выступил против предложений главы «Транснефти» Николая Токарева. Тот на встрече с премьером на прошлой неделе заявил о необходимости передать «Транснефти» операционный контроль над ПСП, многие из которых принадлежат нефтяным компаниям, и ввести единый стандарт для лабораторий, которые проверяют качество сдаваемой в систему нефти (см. “Ъ” от 20 августа).

Как пишет Герхард Шредер, такие меры не помогут избежать повторения апрельской ситуации с нефтепроводом «Дружба», нефть в котором была загрязнена хлорорганическими соединениями. Он ссылается на то, что загрязнение произошло «в результате совместных действий работников "Транснефти" и третьих лиц», а система мониторинга «Транснефти» не смогла вовремя распознать загрязнение. Господин Шредер также подчеркивает, что передача ПСП в управление «Транснефти» приведет к дополнительным расходам нефтекомпаний.

Вместо этого «Роснефть» предлагает привлекать для мониторинга качества нефти независимых сюрвейеров как в точках сдачи, так и на выходе из системы. Герхард Шредер пишет и о необходимости усилить контроль над мини-НПЗ, «вплоть до прекращения деятельности при отклонении сдаваемой ими нефти от нормативных показателей», как и над предприятиями, аккумулирующими сырье мелких поставщиков без оборудования нефтеподготовки. Еще он предлагает ужесточить нормативы содержания хлорорганики в нефти «с учетом позиции покупателей» до 1 ppm (сейчас до 6 ppm).

В «Роснефти» “Ъ” заявили, что не комментируют официальную переписку. Но, как отметил представитель компании, «Роснефть» уже ведет дополнительный контроль качества сдаваемой в систему нефти, заключив договоры «с международно признанными независимыми инспекторскими организациями». «Сегодня, когда российским поставщикам нанесен огромный репутационный ущерб и доверие к качеству российской нефти у европейских потребителей подорвано, внедрение подобного инструмента критически важно»,— сказал он.

Советник главы «Транснефти» Игорь Демин заявил “Ъ”, что «от компании требуют улучшение качества нефти в системе и при этом лишают контроля над тем, что сливается в трубу».

По его словам, нынешняя ситуация, когда 152 независимых ПСП должны контролировать качество нефти, ничем не отличается от предлагаемых сюрвейеров. «Транснефть» выступает за передачу проб нефти независимым лабораториям, например международным SGS и Saybolt. Такая система сейчас работает на отводе от ВСТО на КНР и в порту Козьмино.

Ведущий эксперт ФНЭБ Игорь Юшков отмечает, что «Роснефть» и «Транснефть» пытаются использовать кризис вокруг «Дружбы» для продвижения своих инициатив. «Транснефть» подчеркивает, что, неся ответственность за качество нефти, компания должна иметь и полный контроль над системой. «Роснефть» же будет настаивать на создании структур, которым будут переданы функции трубопроводной монополии, что в итоге может поставить вопрос о необходимости существования «Транснефти». Пока, считает господин Юшков, централизованная модель управления, при которой нефтепроводы проще контролировать, выглядит более приемлемой для руководства страны, поэтому шансы Николая Токарева продвинуть свои идеи относительно ПСП кажутся более высокими.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 28.08.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики