Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Арктик СПГ-2»: Россия бросает вызов американским проектам

«Арктик СПГ-2»: Россия бросает вызов американским проектам

Сможет ли «Новатэк» построить суда ледового класса в России и без иностранного капитала? 

«Новатэк» и «Совкомфлот» договорились о совместном строительстве и эксплуатации 17 судов ледового класса Arc7 для СПГ-завода «Арктик СПГ-2». Соответствующее соглашение было подписано на Восточном экономическом форуме 4 сентября. Иностранные компании в строительстве танкеров участвовать не будут, во всяком случае, пока.

Совместное предприятие «Современный морской арктический транспорт» (СМАРТ) должно быть создано до конца года. Оно будет владеть и оперировать флотом, который начнет круглый год ходить в российских водах по Севморпути — от Ямала до пунктов перевалки СПГ на Камчатке и в Мурманске. Именно в этих точках планируется переливать сырье с ледовых танкеров на обычные.

Строительством газовозов ледового касса займется судоверфь «Звезда». Сроки сдачи запланированы на 2023−2026 годы. Финансирование должно быть организовано по лизинговой схеме с участием ВЭБ.РФ. Каждый танкер будет стоить примерно 330 миллионов долларов.

Первый зампред ВЭБ Николай Цехомский в кулуарах ВЭФ подтвердил, что наблюдательный совет банка уже одобрил финансирование 15 газовозов для «Арктик СПГ-2» на сумму в 300 млрд. рублей. Строительство еще двух судов может быть обеспечено по той же схеме. Ставка по кредиту ВЭБ. РФ, по данным «Коммерсанта», составит 4,85%. Новое предприятие позволит «Новатэку» более целесообразно эксплуатировать флот, что особенно важно, учитывая, что более 25% себестоимости СПГ составляют транспортные затраты.

Стоит отметить, что в июне на ПМЭФ «Новатэк» уже договорился о создании совместного предприятия МАРТ («Морской арктический транспорт») с участием того же «Совкомфлота», а также китайской Cosco Shipping и Фонда Шелкового пути. По словам главы «Новатэка» Леонида Михельсона, МАРТ будет работать на глобальных рынках, например, в Индии. То есть это СП будет оперировать флотом обычных СПГ-танкеров, а СМАРТ — ледовых.

Впрочем, это не значит, что арктический флот точно останется без иностранного участия. По словам главы «Совкомфлота» Сергея Франка, они не ставят перед собой задачу сделать СП закрытым, и в СМАРТ могут привлечь и сторонних инвесторов «на обычной коммерческой основе». Михельсон добавил, что в качестве партнеров рассматриваются партнеры других проектов компании — французская Total, китайские CNPC и CNOOC, а также японская Mitsui.

Перевалочный СПГ-терминал, ориентированный на европейский рынок, мощностью 20 млн т/год «Новатэк» планирует построить в Ура-Губе в Мурманской области. Терминал для перевалки СПГ по пути к потребителям в АТР будет построен в Камчатском крае в Бечевинской бухте. Мощность терминала составит более 20 млн т/год, но проект может быть расширен до 40 млн т/год.

Запуск первой линии завода «Арктик СПГ-2» запланирован на 2023 год, с поэтапным вводом объекта в эксплуатацию в 2023—2025 годах. Планируется годовое производство 18,3 млн. тонн сжиженного природного газа, что почти на 2 миллиона больше, чем у «Ямал СПГ».

В январе 2019 года «Новатек» заключил в общей сложности контракты на поставку оборудования на сумму более 5 млрд долл., что составляет около четверти от планируемых расходов на проект. 28 июня 2019 года президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ подписали договор, в рамках которого Токио инвестирует 3 млрд. долларов в развитие «Арктик СПГ-2».

Как рассказал «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, новости о создании совместного предприятия СМАРТ стали неожиданностью, учитывая, что ранее уже было создано похожее СП, но с участием иностранного капитала. Похоже, что именно он и стал камнем преткновения.

Вероятно, государство, которое выдаст кредит на строительство арктического флота, не готово делиться им с иностранными компаниями. Хотя, по словам эксперта, сейчас вокруг «Арктик СПГ-2» идет очень напряженная лоббистская борьба, и все еще может не раз поменяться.

— Похоже на то, что «Новатэк» меняет свою стратегию на ходу. Изначально компания создала совместное предприятие МАРТ для покупки и управления арктическим флотом. «Совкомфлот» должен был заказать 15 газовозов на «Звезде». Деньги на их строительство должны поступить от государства, которое внесет средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на счета ВЭБа, а банк уже выдаст их в виде кредита.

Однако теперь получается, что эти газовозы будет заказывать уже совместное предприятие СМАРТ, а не МАРТ. Последнее же будет заниматься только доставкой газа до конечного потребителя.

«СП»: — С чем связаны такие изменения?

— Обратите внимание, что в СМАРТ, в отличие от МАРТ, иностранцы не участвуют. Вполне возможно, что когда представители «Новатэка» лоббировали выделение средств из ФНБ, государство могло поставить условие, что деньги на строительство арктических газовозов оно даст, но не хочет при этом помогать иностранным компаниям. Поэтому собственником газовозов должны стать только российские компании — «Совкомфлот» и, так уж и быть, «Новатэк», который является отправителем СПГ.

Если такое условие действительно было поставлено, пришлось менять и планы в отношении МАРТ. Там ведь уже была достигнута договоренность с китайцами. Поэтому им могли сказать, что танкеры ледового класса останутся в собственности российских компаний, а с ними уже будут работать по всем вопросам, которые касаются открытой воды за пределами Севморпути. Раньше «Новатэк» вообще не говорил о том, что будет участвовать в сегменте перевозки на открытой воде.

«СП»: — Как планировалось ее осуществлять?

— Предполагалось, что газ будет доставляться до Камчатки либо до Мурманска, на перегрузочных пунктах отгружаться арктическими газовозами. После чего те будут уходить обратно на «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» за новыми партиями, а уже привезенное сырье будут забирать газовозы, которые просто арендуются на рынке и могут не иметь никакого отношения к российскому проекту.

Центры торговли планировали перенести в Мурманск и Камчатку. «Новатэк» объявлял, что в перспективе может создать там газовые хабы, на которых будет происходить ценообразованием.

Теперь же мы видим, что «Новатэк» меняет стратегию и собирается контролировать доставку от северных пунктов до конечного потребителя. Судя по составу акционеров, МАРТ будет работать больше на восточном рынке, и возить газ в страны Юго-Восточной Азии. Похоже на то, что «Новатэк» выстраивает вертикально-ориентированную компанию, которая будет контролировать всю цепочку от добычи и сжижения газа до транспортировки в открытой воде.

Более того, мы уже видим новости о том, что они пытаются заходить на рынки. Филиппинцы говорили о том, что «Новатэк» ведет с ними переговоры по строительству СПГ-терминала, с японцами компания в прошлом году подписала соглашение об использовании одного из их терминалов. Такие переговоры вели и с Китаем. Таким образом, «Новатэк» пытается контролировать каждый элемент цепочки и иметь в нем какую-то долю, гарантировав себе рынок сбыта.

«СП»: — Представители «Совкомфлота» и «Новатэка» говорили, что СМАРТ не обязательно будет закрытой компанией, может ли круг участников СП быть расширен?

— Посмотрим, что будет и хватит ли субсидий ВЭБа на строительство газовозов. Мне все же кажется, что изменение конфигурации не случайно. По крайней мере, изначально говорили, что именно МАРТ — это арктическая история, и на него будут заводиться газовозы.

Вообще, нас наверняка еще ждет множество изменений в этом проекте. Например, изначально «Новатэк» планировал строить газовозы за рубежом, и только потом его «уговорили» делать это на российских верфях.

Еще один пример изменений: «Новатэк» договаривался с «Росатомом», который должен построить ледоколы на СПГ. Планировалось, что они будут строиться в Финляндии, где был разработан проект ледокола, использующий сжиженный газ в качестве топлива. Потом сказали, что они должны быть построены в России, и сейчас идет борьба между ОСК и «Звездой» по поводу того, кому строить эти ледоколы, и кто будет их собственником — только «Росатом» или совместная структура с «Новатэком».

Кроме того, сначала компания должна была сама все оплачивать. А потом появились одни субсидии, потом другие, теперь средства будут идти из ФНБ. Внутри этих проектов идет активная лоббистская борьба.

Конечно, «Новатэку» не хочется ничего самостоятельно тратить, поэтому они стремятся затащить эти проекты как можно больше иностранцев.

«СП»: — Как они могут избежать трат?

— Государство выделяет деньги на то, чтобы построить газовозы. То есть на этом этапе свои деньги компания еще не вкладывает. Но кредиты государству все равно нужно отдавать. Поэтому они приглашают участвовать в проекте иностранцев. Естественно, не бесплатно, так как те покупают свою долю участия в проекте. За счет этих денег «Новатэк» сможет отдавать государству кредиты. Поэтому в итоге для компании создание этого флота может получиться вообще бесплатным. Во всяком случае, именно так вышло с «Арктик СПГ-2».

Посмотрим, чем закончится история с предприятиями МАРТ и СМАРТ. Пока что «Новатэк» всех запутал и не совсем понятно, какое СП чем будет заниматься. Не исключаю, что у компании просто растут аппетиты, и если раньше они думали, что будут довозить СПГ только до Камчатки, то теперь захотели выходить на конечные рынки сбыта. Понимание того, что они могут дорасти не только до крупнейшего российского экспортера СПГ, но и до крупнейшего глобального игрока, привело к тому, что теперь хотят замахнуться на более амбициозные задачи.

«СП»: — А это реально? Ведь конкуренция на этом рынке очень сильна, там есть и американцы, и Катар, и Австралия, и игроки поменьше…

— «Новатэк» как раз и пытается выиграть в этой конкуренции не только за счет низкой себестоимости и государственной поддержки, но и хочет застолбить место на рынке, входя в доли СПГ-проектов, чтобы полностью гарантировать себе цепочку сбыта в конкретных странах. Они пытаются выйти на конечного потребителя, в Азии, по крайней мере, это сейчас возможно. Выстраивая вертикальную интеграцию, они смогут гарантировать себе рынки сбыта.

Автор: Мария Безчастная 

Источник: Свободная пресса, 04.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики