Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война за трубы

Война за трубы

Турция и Италия заманивают Россию в Самсун — Джейхан

Пока Болгария тормозит начало строительства трубо­провода Бургас — Александруполис, операторы Самсун — Джейхана предлагают Москве заманчивые условия вхождения в проект. В частности, долю участия в нем России Турция и Италия ставят в зависимость от гарантированных объемов российской нефти. Кроме того, Стамбул обещает преимущественные условия использования своих проливов. Российская сторона пока изучает экономическую эффективность проекта и в начале следующего года примет решение по участию в строительстве трубы.

На прошлой неделе в Милане проходили переговоры между операторами нефтепровода Самсун — Джейхан и российской стороной. Турецкий холдинг Calik Energy и итальянская Eni предлагают России стать участником проекта, а ее доля будет напрямую зависеть от того, сколько российские компании готовы транспортировать по трубе нефти. Однако Москва говорит, что степень своего участия будет определять от экономической эффективности проекта. «Мы не хотели бы говорить о гарантированных объемах нефти. Для нас важно сейчас определить экономическую эффективность проекта. Все подсчеты могут быть завершены в начале следующего года», — сказал РБК daily пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.

Нефтепровод рассчитан на транспортировку в год 60—70 млн т нефти. 550-километровая труба соединит порты Самсун и Джейхан. Она должна разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы на Черном море, через которые ежегодно транспортируется около 110 млн т нефти и 40 млн т нефтепродуктов. При этом, по не которым данным, Турция готова снять действующие ограничения на проход танкеров через свои проливы для государств — участников проекта строительства нефтепровода.

Предложения турецкой стороны выглядят крайне интересными для России, и ситуация складывается явно не в пользу альтернативного нефтепровода Бургас — Александруполис. Под предлогом необходимости изучения влияния трубы на экологию страны София уже отсрочила начало ее строительства. Затем Болгария заявила, что ее не устраивает распределение долей в проекте. К тому же премьер-министр страны Бойко Борисов хотел бы, чтобы проект был не просто транзитным, а энергетическим.

Однако Россия воспринимает эти два нефтепровода как два абсолютно разных проекта. Как пояснял ранее министр энергетики Сергей Шматко, Бургас — Александруполис и Самсун — Джейхан являются составляющими будущей транзитной системы Каспийского и Черноморского регионов.

«Роснефти» было бы выгодно поставлять свою нефть в Самсун — Джейхан, поскольку в таком случае компания не зависит от постоянно изменчивой цены фрахта, отмечает аналитик ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров. В то же время проблемы со строительством нефтепровода Бургас — Александруполис серьезные, однако это не повод отказываться от него. «Российским компаниям важно не потерять влияние на растущем рынке транспортировки нефти», — говорит г-н Александров.

Еще пару лет назад отношения России и Турции были достаточно напряженными, однако теперь Стамбул рассчитывает, что российские компании заполнят трубопровод Самсун — Джейхан, отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, России выгоднее будет отказаться от реализации одного из проектов, например от «экономически нерентабельного» трубопровода Бургас — Александруполис.

Автор: Галина Старинская

Источник: РБК Daily, 21.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики