Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Решение надуманное и политическое». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубопровод «Опал» на полную мощность

«Решение надуманное и политическое». Европейский суд запретил «Газпрому» загружать трубопровод «Опал» на полную мощность

Польский политолог Матеуш Пискорский считает, что мотивы решения Европейского суда никак не связаны с экономическими соображениями

Снова под опалой: Европейский суд счел, что «Газпром» не может использовать трубопровод «Опал» на полную мощность. Эта труба — сухопутное продолжение первого «Северного потока».

Раньше «Газпром» мог загружать эту нитку только на половину мощности. Это связано с европейским антимонопольным законодательством. Но потом Еврокомиссия разрешила «Газпрому» использовать трубу на 90%. Однако против этого выступила Польша, и Европейский суд встал на ее сторону. С чем это связано, объясняет польский политолог Матеуш Пискорский:

«На самом деле, уже несколько лет все понятно, все понятно с момента, когда начались переговоры позже с США по поводу доставки сжиженного газа, когда начался довольно большой проект, возглавляемый Польшей, чтобы страны Центральной и Восточной Европы постепенно переходили на поставки именно американского сжиженного газа. Так что любые попытки блокировать доступ «Газпрома» к европейским рынкам приносят пользу американским партнерам польского правительства. Так что, я думаю, в этом суть. Плюс еще, конечно, это политическая точка зрения Польши, что необходимо поддерживать интересы Украины в качестве транзитной страны. Так что есть два основных мотива, и это мотивы, никак не связанные с экономическими соображениями».

Сама Польша получает российский газ по трубопроводу Ямал — Европа, который идет из России в Германию. Кроме того, недавно Варшава заявила, что хочет увеличить тарифы на транзит газа. Что же касается Украины, то сокращение поставок по «Опалу» тоже в ее транзитных интересах.

Все это накладывается и на вопрос строительства «Северного потока — 2», против которого выступают и Польша, и Украина, и США. Эксперты называют решение суда надуманным.

Когда «Газпрому» разрешили полностью заполнять трубу, то Еврокомиссия сделала оговорку: возможность прокачивать газ должна быть и у других компаний, но, кроме «Газпрома», этого просто никто не делает. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Европейские правила о доступе третьих сторон не просто так сделаны, чтобы понизить эффективность использования инфраструктуры, а наоборот, чтобы повысить ее. Соответственно, чтобы простаивающие мощности были зарезервированы на долгосрочной основе, чтобы могли получить доступ к ним другие игроки рынка. Здесь ситуация прямо противоположная была, то есть был игрок рынка, который хотел воспользоваться, но из-за этого ограничения он не мог купить мощность. В итоге инфраструктура использовалась не оптимальным образом, а всего лишь на 50%, это абсурд. Этот вопрос был разрешен. А отменили сейчас это решение Еврокомиссии под предлогом того, что она не проанализировала возможное влияние нового режима функционирования газопровода на безопасность газоснабжения Польши. Решение надуманное и политическое, и то, что оно появилось сейчас в таком виде, я бы связывал с тем, что будут переговоры по украинскому транзиту».

Трехсторонние переговоры по газу между Россией, Украиной и Евросоюзом пройдут 19 сентября.

Источник: BFM.RU, 10.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики