Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Накануне переговоров с Киевом: в Польше сообщили о решении суда ЕС запретить «Газпрому» доступ к части мощностей OPAL

Накануне переговоров с Киевом: в Польше сообщили о решении суда ЕС запретить «Газпрому» доступ к части мощностей OPAL

Суд ЕС аннулировал решение Еврокомиссии, согласно которому «Газпром» имел право использовать все мощности трубопровода OPAL. Об этом сообщили в польском Министерстве энергетики. Ранее российская компания имела исключительное право на 50% пропускной способности газопровода и могла приобрести ещё 40% на аукционах. Теперь же «Газпром», вероятнее всего, потеряет возможность «докупать» транзитный объём. Эксперты отмечают, что решение суда появилось перед трёхсторонними переговорами Москвы, Киева и Брюсселя, на которых будет обсуждаться судьба транзита российского газа через Украину. Аналитики полагают, что лишение России доступа к части мощностей OPAL призвано укрепить позиции Украины. 

Европейский суд юстиции аннулировал принятое в конце 2016 года решение Еврокомиссии, согласно которому «Газпром» мог полностью использовать мощности трубопровода OPAL, соединяющего «Северный поток» с газотранспортными системами Германии и стран Центральной Европы.

«Суд первой инстанции постановил: аннулировано решение Еврокомиссии от 28 октября 2016 года, пересматривающее условия изъятий для газопровода OPAL в том, что касается доступа третьих компаний и тарифного регулирования. Еврокомиссия должна оплатить собственные судебные издержки и издержки Республики Польша», — приводит сообщение ТАСС.

В «Газпроме» уже прокомментировали решение суда.

«Мы изучаем юридические и коммерческие последствия этого решения», — отметили в компании.

Добавим, что иск был подан Варшавой. По словам польской стороны, она якобы стремилась предотвратить укрепление «доминирующего положения» российской корпорации на рынке поставок газа, особенно в Центральной и Восточной Европе. Жалоба была поддержана правительствами Литвы и Латвии, при этом Германия выступила на стороне Еврокомиссии.

В польском Минэнерго заявили, что решение благотворно отразится на позициях Киева в трёхсторонних газовых переговорах с Россией и ЕС, поскольку «Газпрому» придётся сократить использование «Северного потока».

«Победа в этом разбирательстве снижает вероятность крупного газового кризиса на Украине, который может также ударить по другим странам региона, в том числе по Польше», — заявил глава ведомства Кшиштоф Тхужевский.

Напомним, осенью 2016 года Еврокомиссия предоставила возможность «Газпрому» участвовать в аукционах на заполнение 40% мощностей OPAL, а также подтвердила исключительное право российской компании на 50% транзитных мощностей. Это решение возмутило Варшаву и Киев, польское правительство и компания PGNiG обратились в Европейский суд и суд в Дюссельдорфе с требованием отменить решение ЕК — якобы оно противоречило принципу диверсификации поставок. Аналогичный шаг предприняла и украинская компания «Нафтогаз».

В мае 2018 года общий суд Евросоюза отклонил жалобу «Нафтогаза» к Еврокомиссии.

«Иск отклоняется как неприемлемый. Больше нет необходимости рассматривать заявления о вмешательстве», — говорилось в документе высшей инстанции суда ЕС.

«Решение суда появилось перед трёхсторонними переговорами не случайно»

Решение суда ЕС подрывает энергобезопасность континента, сказал RT заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Он также отметил, что этот вердикт появился непосредственно перед очередным раундом трёхсторонних переговоров между ЕС, Москвой и Киевом о продлении контракта на транзит российского газа через украинскую территорию.

«Газопровод был загружен полностью, обеспечивал потребности Европы. Такое решение может не только привести к росту цен на газ, но и серьёзно отразиться на газоснабжении европейских потребителей. Польша играет на стороне американцев в этом вопросе. Основания для отмены также выбраны казуистические — что якобы ЕК не соблюла принцип энергетической солидарности. Газопровод работает в таком режиме уже фактически три года, никакого негативного влияния на безопасность газоснабжения Польши не оказал. Это решение анонсировалось, но то, что оно в таком виде появилось перед трёхсторонними переговорами, наверное, не случайное совпадение, а некая попытка оказать давление», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что судебное решение в реальной практике ничего не изменит. Он предполагает, что будет найден механизм обхода, поскольку других поставщиков газа по OPAL не существует.

«Польша всегда заявляет, что она «борец с российской агрессией» и это её главная задача. В этом как раз они очень похожи с Украиной. Они видят себя в борьбе с Россией, это их приоритет. Любые новости, которые говорят, что в России что-то ухудшится или может ухудшиться, они записывают себе в заслуги. Это как бы «победа в их борьбе». Поэтому такие заявления они будут делать постоянно. Вопрос в том, к чему они будут приводить на практике. Пока они ни к чему особенному никогда не приводили», — заметил собеседник RT.

19 сентября в Брюсселе состоится очередной раунд трёхсторонних переговоров в формате Россия — ЕС — Украина на уровне министров энергетики. Темой беседы станет обсуждение условий договора на поставку и транзит российского газа в Европу через украинскую территорию с 2020 года.

Авторы: Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Полина Полетаева

Источник: RT, 10.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики