Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Комиссия Госдумы представила итоговый доклад по причинам аварии на СШГЭС

Комиссия Госдумы представила итоговый доклад по причинам аварии на СШГЭС

Парламентская комиссия, занимавшаяся расследованием причин августовской аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС) представила 21 декабря итоговый доклад. Парламентарии нашли более 20 причастных "к созданию условий возникновения аварии", нескольких из них рекомендовали освободить от занимаемой должности. А вот бывшего главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса депутаты оправдали, заявив, что у чиновника не было другого выхода, как подписать акт приемки ГЭС в эксплуатацию.

Как сообщил сопредседатель парламентской комиссии Владимир Пехтин, к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС привели действия более 20 лиц. В числе виновных фигурируют не только руководство объекта, но и технические службы, осуществлявшие ремонтные работы, а также организации, в задачу которых входила поставка оборудования для работы станции. Так, в вину управленцев компании "РусГидро" поставлено отсутствие должного внимания к безопасности функционирования объекта. "К причинам аварии следует отнести снижение уровня квалификации руководящих кадров, работающих в отрасли, и принижение роли инженерных служб", — отмечается в докладе. Между тем, в первую очередь ответственность за случившееся лежит, по мнению членов комиссии, на персонале ГЭС, чье бездействие привело к стольким жертвам.

По итогам работы комиссии представлены рекомендации о людях, которых следует освободить от занимаемой должности. Кроме того, законодатели собираются обратиться в следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ с просьбой определить лиц, причастных к аварии, и установить степень их виновности. В число таковых может не войти бывший глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. Депутаты сошлись во мнении, что Чубайс не мог не подписать в 2000 году акт приемки объекта в эксплуатацию. "Я считаю, что подписание акта было абсолютно логичным и правильным", — заявил Пехтин, добавив, что станция не могла "оставаться незаконнорожденной". Напомним, сам Анатолий Чубайс свою вину в случившемся не отрицал, заявляя, что отвечает за все, что происходило при нем в отрасли. "Малоизвестно, но энергетики долгие годы были вынуждены работать с высокими рисками: имеющихся ресурсов хватало лишь на самые критические узлы энергосистемы страны", — пояснял он. Отметим, к моменту подписания акта приемки станции, СШГЭС работала уже 14 лет.

Напомним, парламентская комиссия была сформирована 16 сентября, причем особо отмечалось, что в ее задачи не будет входить ни поиск виновных в аварии, ни поиск ее причин. Депутатам следовало выработать меры, необходимые для того, чтобы подобные инциденты не повторялись в будущем.

Согласно же опубликованному в октябре отчету Ростехнадзора, причинами аварии на СШГЭС были эксплуатация ненадежных гидроагрегатов, неполадки в системе управления и защиты и проблемы с креплениями крышки турбины. Среди ответственных за случившееся были названы экс-глава РАО "ЕЭС России" (сейчас руководитель госкорпорации "Роснано") Анатолий Чубайс, замминистра энергетики Вячеслав Синюгин, бывший технический директор РАО ЕЭС Борис Вайнзихер (теперь глава ТГК-1), и. о. предправления ОАО "РусГидро" Василий Зубакин. Всего в списке около 30 человек.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

— Я разочарован результатами деятельности парламентской комиссии. У Ростехнадзора было громкое расследование, ответственных назвали много. И Чубайс, и Юсупов туда попали. Хотя, конечно, и вопросов осталось достаточно, например, почему виновными были названы только люди, которые руководили энергетикой в начале 2000-х? У парламентской комиссии же получилось, что это авария, которая носит случайный характер, а виноватым оказался обслуживающий персонал, найдено двадцать "стрелочников". Между тем, эксперты, которые принимали участие в расследовании, имеют иное мнение. Они указывают, что ошибка носила системный характер. Например, на пяти генераторах были превышены предельные нормы по вибрации, причем это было не разовое нарушение, все длилось месяцами. Авария при таком подходе не могла не произойти. В прошлом году завершили реформирование системы энергетики, Чубайс продал свое кресло, все заглохло и мы смотрим с интересом на то, как будет дальше жить наша энергетика: рухнет — не рухнет. И вот все начало рушиться, а в отчете написано, что виноват обслуживающий персонал. Прошло довольно много времени, но никаких выводов сделано не было. Всем очевидно, что энергетика находится в тяжелом состоянии. Но никаких перемен я не наблюдаю, кроме кадровых перестановок в "ИНТЕР РАО ЕЭС" и "РусГидро", которые никакого отношения к изменениям в электроэнергетике не имеют. Предложение парламентариев вывести Ростехнадзор из-под подчинения Минприроды связано с разницей в отчетах двух комиссий. Авторы последнего отчета решили просто изменить статус авторов первого, показав, что парламентский отчет более значим. Сама идея мне кажется сомнительной. Не факт, что если Ростехнадзор вывести из-под подчинения, он станет лучше работать. Минприроды и так не особо курирует деятельность структуры. А системные проблемы таким образом все равно решены не будут. Поскольку решений в головах парламентариев нет, они предлагают хоть что-то — инвентаризацию. Путин уже поручил ее провести на всех сложных объектах в электроэнергетике, но о ее сроках и результатах я ничего не слышал.

Источник: КоммерсантЪ, 21.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики