Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Большая ложка ренты

Большая ложка ренты

С мечтами о модернизации входим мы в новый год. Модернизация, как мы выяснили, — это не просто обновление железок, но и сдвиги в нашей социальной структуре. И потенциал для этих сдвигов довольно большой. Достаточно посмотреть на трудовую карту России.

Известно, что модернизация должна помимо прочего снизить зависимость от сырьевого сектора. Вопрос в том, кто будет этим снижением заниматься. Порядка половины бюджетных доходов обеспечивает нефтегазовый комплекс. А во всем сегменте добычи полезных ископаемых занято чуть более 1 млн человек. Конечно, есть их перевозка, переработка, производство труб и оборудования. Есть, к счастью, и несырьевой кусочек экономики. Но все же клуб любителей ренты слишком велик.

Прекрасно понимаю, что всех получателей ренты нельзя равнять под одну гребенку. Но все равно цифры по «рентовикам» выглядят слишком красноречиво. Пословица про одного с сошкой и семерых с ложкой сейчас очень актуальна.

Начнем с двух «ложек», к которым наименьшее число претензий. У нас 39,5 млн пенсионеров. А детей до 14 лет включительно по итогам 2008 г. было 20,6 млн человек. Тут мы заодно видим и грядущие проблемы нашей пенсионной системы, когда армия пенсионеров будет расти, а естественный прирост населения будет слишком скудным.

Далее — образовательная «армия». Вроде бы образование — залог успеха модернизации, и в стране одних студентов только 7,5 млн человек. Но ведь их число выросло за 15 лет почти на 5 млн человек. Ясно, что произошел противоестественный переход качества в количество. В сфере образования при этом работает 8,7 млн человек. Хотя учителей в общеобразовательных заведениях всего 1,4 млн, преподавателей в учреждениях среднего профобразования — 146 000, а в вузах — 0,4 млн.

Следующая группа — чиновники. Количество работников органов госвласти и местного самоуправления — 1,67 млн человек. Про их эффективность написано слишком много, чтобы повторяться.

Далее — силовые структуры. Владимир Путин недавно назвал цифру сотрудников органов правопорядка в 1,4 млн человек, еще 1,2 млн дают Вооруженные силы. Нужно добавить и прочих силовиков, хотя с подсчетом их численности возникают проблемы. Данные Росстата здесь не бьются. В эту же категорию добавим и некоторые «подшефные» силовые структуры — 0,877 млн заключенных, что, в принципе, также составляет целую армию.

Вернемся к социальным услугам. Здравоохранение дает 4,6 млн человек, коммунальные, социальные и персональные услуги — еще 2,5 млн человек. Опять же, не хочу никого обижать, но среди них врачей лишь около 700 000, среднего медперсонала — еще 1,5 млн.

Ну и финальная «ложка» — безработные. Подсчеты со скрытой безработицей дают цифру в 5,8 млн человек. Хотя только на официальных порталах есть примерно 1 млн вакансий. Так что, глядя на количество любителей ренты, можно прогнозировать, что легким новый год не будет.

Автор: Константин Симонов

Источник: Ведомости, 22.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики