Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Политический шаг»: постановление суда Евросоюза о лишении «Газпрома» доступа к части OPAL вступило в силу

«Политический шаг»: постановление суда Евросоюза о лишении «Газпрома» доступа к части OPAL вступило в силу

«Газпром» снизил поставки через газопровод OPAL. Это связано со вступившим в силу решением суда Евросоюза, согласно которому компания может использовать не более 50% мощностей. По словам экспертов, это политическое решение, которое не приведёт к повышению конкуренции: у других поставщиков нет доступа к газопроводу. 

Ограничения суда Евросоюза в отношении газопровода OPAL вступили в силу. Теперь у «Газпрома» нет доступа к части его мощностей. Компания сократила прокачку по этому маршруту.

Напомним, OPAL — сухопутное ответвление «Северного потока». В 2016 году Еврокомиссия позволила «Газпрому» использовать дополнительные мощности газопровода, а не только 50%, как это предусмотрено Третьим энергопакетом ЕС. Однако Польша подала иск, чтобы отменить это решение, и Европейский суд юстиции его удовлетворил.

«Суд первой инстанции постановил: аннулировано решение Еврокомиссии от 28 октября 2016 года, пересматривающее условия изъятий для газопровода OPAL в том, что касается доступа третьих компаний и тарифного регулирования», — приводит ТАСС текст решения суда.

При этом отмечалось, что Еврокомиссия, позволив «Газпрому» пользоваться всеми мощностями OPAL, нарушила «принцип энергетической солидарности». Эта формулировка вызывает вопросы, отметил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. В интервью Интерфаксу он напомнил, что «Северный поток» был признан проектом общеевропейского интереса.

«Поэтому, если «СП-1» остаётся проектом общеевропейского интереса, непонятно, как использование газа, поступающего из него в местную германскую сеть OPAL, может нарушать энергетическую солидарность ЕС», —подчеркнул он.

 

В российском правительстве отметили, что анализируют ситуацию, и подчеркнули, что ещё есть возможность оспорить это решение.

«Мы сейчас разбираемся, решение принято совсем недавно. Дайте нам с этим разобраться, собраться с мыслями, и мы подумаем, каким образом будем реагировать на это судебное решение. Всё-таки это не последняя инстанция, есть ещё возможность обжаловать», — сказал вице-премьер Дмитрий Козак.

Мотивы Польши

В Польше приветствовали решение европейского суда. По словам премьер-министра страны Матеуша Моравецкого, для Варшавы «представляла угрозу монополистическая сила «Газпрома».

«Это даёт нам беспрецедентную (энергетическую. — RT) безопасность по сравнению с ситуацией, которая была несколько лет назад. Но мы хотим быть одновременно дистрибьютором газа и получать от этого выгоду, — подчеркнул глава польского кабмина. — Поэтому для нас представляла угрозу монополистическая сила «Газпрома», которая была бы усилена, если бы не сегодняшнее решение суда ЕС».

Более того, согласно польской позиции, ограничение мощностей OPAL и, как следствие, «Северного потока» имеет большое значение ввиду истекающего в конце этого года контракта на транзит российского газа через Украину.

«Из-за ограниченной возможности использования газопровода OPAL «Газпрому» придётся сократить использование «Северного потока», поэтому он, вероятно, не сможет полностью отказаться от транзита газа через Украину и будет вынужден продолжать трёхсторонние переговоры с Еврокомиссией и Украиной», — говорится на сайте польского правительства.

Речь идёт о трёхсторонних переговорах между Москвой, Брюсселем и Киевом о продолжении транзита после 2019 года. Отметим, что Россия неоднократно выражала готовность продолжать перекачку газа по территории Украины в случае урегулирования судебных споров между «Газпромом» и «Нафтогазом»и предоставления взаимовыгодных условий.

«Физически никто не может прийти в точку начала»

По мнению экспертов, решение суда Евросоюза носит политический характер. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отметил, что если OPAL начинается с «Северного потока», то и требование освобождать 50% его мощности бесполезно.

«Конечно, это политический шаг. Они применяют антимонопольное законодательство, которое призвано развивать конкуренцию. Зачем нужно освобождать 50% мощности газопровода? По задумке законодателей, это должно позволить конкуренции возникнуть. Но когда физически никто не может прийти в точку начала газопровода OPAL, там неоткуда взяться альтернативным поставщикам», — сказал он RT.

Юшков подчеркнул, что Россия зарекомендовала себя как надёжный поставщик газа. В связи с этим отношение к поставкам из РФ должно быть сугубо экономическое, убеждён эксперт.

«Если объективно смотреть на вещи, мы уже 50 лет поставляем свой газ в Западную Европу (в Восточную Европу — ещё больше) и никогда не применяли его в качестве какого-то энергетического оружия, в чём нас обвиняет администрация США. Непонятно, в чём нас обвиняют. Понятно, что они политизируют поставки российского газа в Европу», — отметил аналитик.

 

По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, решение суда ограничить доступ к OPAL объясняется тем, что в Евросоюзе смогли накопить достаточное количество газа в хранилищах и подготовиться к отопительному сезону. Но если наступят аномальные холода, есть вероятность, что «Газпрому» вернут доступ к газопроводу, допустил эксперт в разговоре с RT.

«Я думаю, что зима покажет. Если будет реальный дефицит и какие-то аномально холодные периоды, решение может быть пересмотрено. Пока всё благополучно, снова решили вернуться к подобной политике», — считает Пикин.

Споры в ВТО

OPAL соединяет «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. Его проектная мощность — 36,5 млрд куб. м в год. Его строительство стоило около €1 млрд и было завершено в 2011 году.

В свою очередь, Третий энергетический пакет был принят Евросоюзом в 2009 году. Согласно заявленной цели, он должен защищать эту сферу от монополий и поддерживать конкурентную борьбу. Он запрещает одной компании использовать весь газопровод — не менее 50% мощностей должно быть доступно для конкурентов или же и вовсе оставаться свободными. Также запрещается одной и той же компании как владеть газопроводом, так и добывать топливо.

Однако Россия в 2018 году сумела через Всемирную торговую организацию оспорить некоторые из положений энергопакета. Среди них было и ограничение на использование мощностей OPAL. Тогда в Москве приветствовали это решение Третейской группы ВТО и отмечали, что оно «способно улучшить условия доступа российского природного газа на рынок ЕС». Евросоюз подал апелляцию, чтобы оспорить решение организации.

Авторы: Георгий Мосалов, Кирилл Горшенин

Источник: RT, 14.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики