Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия через Турцию будет контролировать энергетику Южной Европы

Россия через Турцию будет контролировать энергетику Южной Европы

Турция занимает важное место в энергетической стратегии России – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Турция важна для России в энергетическом плане

Дело в том, что на сегодняшней встрече в Анкаре с президентом Турции Реджепом Эрдоганом президент РФ Владимир Путин пригласил своего турецкого коллегу принять участие в международном форуме Российская энергетическая неделя, который пройдет в Москве с 2 по 5 октября, и где будут обсуждены вопросы дальнейшего развития европейской и мировой энергетики.

Как известно, Россия занимает сильные позиции в мировой энергетике, причем это касается всех направлений энергоресурсов, начиная с экспорта угля, нефти и газа, заканчивая СПГ и атомной энергетикой, причем Турции в нашей стратегии отведено видное место.

Во-первых, это вторая страна по закупкам российского газа после Германии, пусть и возможно, что в будущем Китай отодвинет ее на третье место, а, во-вторых, Турция является нашим потенциальным контрагентом при поставках газа в страны Южной и Восточной Европы.

Ведь Россия и Турция строят газопровод «Турецкий поток», вторая нитка которого пойдет через турецкую территорию на европейский рынок, и это сотрудничество говорит о том, что Москва и Анкара будут и дальше сообща развивать энергетические проекты.

Еще здесь нельзя забывать про строительство АЭС «Аккую», которое ведут специалисты «Росатома». Эта станция обеспечит Турцию стабильной и дешевой электроэнергией, что позволит турецкой промышленности ступить на новый уровень своего развития.

«Турция играет важную роль в российском газовом экспорте в Европу, пусть и ее значение несколько ниже двух наших основных контрагентов в лице Германии и Австрии, с которым мы и начали развивать данное экспортное направление», - констатирует Юшков.

Ведь именно нейтральная Австрия, которой Москва помогла обрести суверенитет после 1945 года, вместе с усилением в ФРГ социал-демократов, поспособствовала СССР в деле строительства магистральных трубопроводов вместе с поставками газа в страны Западной Европы.

Позже эти газопроводы стали украинской ГТС и предметом нескончаемых споров между Россией, Украиной и Евросоюзом.

«В 2018 году наши поставки в Турцию несколько сократились, поскольку турки начали получать газ из Азербайджана, но все равно данная страна удерживает серьезные позиции в импорте российского газа, причем такая ситуация сохранится и в будущем», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, турки сейчас становятся страной-транзитером российского газа и строят атомную станцию по российскому дизайну. Транзитный статус Турции, как известно, стал следствием демарша Болгарии по «Южному потоку», что и привело к усилению сотрудничества между нашими странами, чему не помешал даже печальный инцидент на территории Сирии с Су-24 в 2015 году.

«Поэтому развитие отношений с Турцией в плане энергетики важно для России, тем более, через эту страну пойдет не только наш газ, но и сырье из того же Азербайджана через газопровод Tanap, а в перспективе и из других государств», - резюмирует Юшков.

Через Турцию мы сможем контролировать и других поставщиков газа

Туркмения сегодня мечтает построить транскаспийский газопровод и пустить газ в Европу, а еще аналогичные планы есть у Ирана. Только если у Ашхабада все упирается в статус Каспийского моря, то иранцы сегодня завязли в американских санкциях.

«Даже в отношениях с Украиной Турция для нас важный игрок, и дело здесь не только в «Турецком потоке», который уведет часть транзита с украинской ГТС, а в том, что именно Анкара заблокировала планы Киева по СПГ», - констатирует Юшков.

Украинцы хотели построить СПГ-терминал в Одессе, но Анкара резко выступила против этого и заявила, что не пропустит газовозы через Босфор и Дарданеллы, в результате чего, украинцы остались только с вариантом поставок американского СПГ через Польшу.

На этот счет даже было подписано соглашение между Украиной, Польшей и США, но оно имеет бутафорский характер.

Поэтому, как полагает Игорь Валерьевич, для российской энергетической политики очень важны хорошие отношения с Турцией, но, вместе с тем, нельзя забывать и про то, что турки имеют собственную стратегию, которая заключается в создании из этой страны, своего рода, газового хаба для Европы. И такой хаб в случае успеха данных турецких планов будет прямым конкурентом России.

«Конечно, нам не нужны все эти проекты вроде ТANAP, не говоря уже о создании газопровода через Каспий. Но нужно понимать, что перед нами нормальный процесс, что Турция преследует собственные национальные интересы, которые она на сегодняшний день реализовала в небольшом объеме, если брать изначальные планы Анкары по газовому хабу в данной стране», - заключает Юшков.

Другой вопрос, что даже если эти проекты будут созданы, то у нас будет аргумент в виде рабочих с отношений с Турцией, и это явно лучше, чем торгово-экономическая война по этому поводу. Так что, мы здесь выбираем взаимовыгодное сотрудничество.

«Да и сирийская история показала, что Турция является сильным региональным игроком, с которым нужно считаться, что мы и делаем в рамках данных переговоров с Анкарой по энергетическим вопросам», - резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики