Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Шельф Арктики: драйвер для экономики или обуза для бюджета

Александр Перов - руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности

Одной из наиболее важных и непростых тем в повестке дня последнего Восточного экономического форума (ВЭФ) стало освоение арктического шельфа. Как стало ясно в ходе форума, реализация шельфовых проектов может потребовать кардинального пересмотра привычной для нас роли нефтяной отрасли для экономики страны. Однако остается вопросом, насколько подобная стратегическая рокировка реализуема в обозримой перспективе.

В последнее время курирующие Арктику чиновники активно пытаются сдвинуть процесс освоения шельфа с мертвой точки. Так в августе пришла новость об очередной инициативе допустить на шельф частные и иностранные компании. Вице-премьер Юрий Трутнев даже пообещал разработать такие механизмы сотрудничества с зарубежными партнерами, которые позволили бы избежать санкционных ограничений. Впрочем, надежды на то, что удастся, как это было до 2014 года, завлечь на шельф иностранные компании с их деньгами и технологиями, пока остаются призрачными. Это признают и руководители профильных российских министерств. К примеру, глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в ходе ВЭФ-2019 отметил, что зарубежным нефтегазовым компаниям сейчас вряд ли будут интересны проекты на арктическом шельфе РФ.

Надежда на отечественные компании. Минприроды ведет переговоры с «Газпромом» и «Роснефтью» об активизации работ по сейсморазведки арктического шельфа. Кроме того, министерство предложило увеличить для шельфовых месторождений налоговые вычеты на геологоразведку.

Между тем, таких отдельных льгот, судя по прозвучавшим на форуме заявлениям, для успешного освоения шельфа будет недостаточно. Здесь потребуются более кардинальные решения. Сюда относится, во-первых, предоставление льготного финансирования для обустройства месторождений и создания инфраструктуры. Так ставка для привлекаемых средств должна быть около 2%. Во-вторых, предлагается применение максимально льготного фискального режима ко всем шельфовым проектам в Арктике. Причем эти преференции следует пролонгировать на весь срок жизни месторождения.

Однако в подобных предложениях есть одно «но». Новые проекты уже не позволят снимать такие жирные сливки для бюджета от продажи углеводородов, какие дает разработка более легкодоступных месторождений. Поэтому постоянным рефреном в ходе арктической повестки дня ВЭФ-2019 звучал следующий подход. Выход на шельф должен дать не просто доступ к новым месторождениям, чтобы компенсировать падающую нефтедобычу в традиционных нефтяных регионах. Основные выгоды страна будет получать не столько за счет продажи сырья, а в результате создаваемого мультипликативного эффекта. Это, в частности, создание новых технологий, развитие машиностроения, приход инвестиций и т.д. Таким образом, проекты на шельфе станут важным драйвером технологического и социально-экономического роста.

Правда, возникает вопрос, а насколько реализуема подобная непростая схема стратегии экономического развития, требующая четкой координации между ведомствами и системной долгосрочной государственной политики. В данной связи, вспоминается, как в свое время именно подобными факторами объяснялась необходимость реализации соглашений о разделе продукции. Российские федеральные и региональные чиновники рассказывали о том, как развитие СРП даст мощный толчок экономике страны за счет прихода капиталовложений, широкого привлечения российских подрядчиков, создания в регионах новых высокооплачиваемых рабочих мест и т.д. Однако впоследствии пришлось признать тот факт, что доходы государства от прихода огромных инвестиций в СРП оказались относительно невелики. Вполне возможно, что через какое-то время подобная история повториться и с нынешними амбициозными планами освоения шельфа.

Опубликовано: ИРТТЭК, 12.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики