Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аппаратный СПГ-проект «Роснефти»

Аппаратный СПГ-проект «Роснефти»

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

На восточном экономическом форуме глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил о том, что акционеры оператора проекта «Сахалина-1» Exxon Neftegas Limited (ExxonMobil 30%), «Роснефть» (20%), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC (20%) приняли решение о строительстве СПГ завода в Де-Кастри в Хабаровском крае. Однако не стоит воспринимать данное заявление как констатацию факта о появлении завода по сжижению газа в будущем. Скорее это новый шаг в давнем противостоянии основных игроков российского газового рынка: «Газпрома», «Роснефти» и НОВАТЭКа.

Точнее противостояния первых двух. Операторы проектов «Сахалин-1» и «Сахалина-2» (Sakhalin Energy) много лет ведут переговоры о покупке газа. Де факто переговоры между собой ведут «Роснефть» и «Газпром». В рамках «Сахалина-1» ежегодно добывается около 8 млрд. куб. м. газа. Небольшая часть (менее 1 млрд. куб. м.) продается потребителям Хабаровского края, остальной закачивается обратно в пласт для поддержания давления, что позволяет производить больше нефти.

Для компании Алексея Миллера газ «Сахалина-1» нужен в качестве ресурсной базы третьей очередь работающего на острове с 2009 г. СПГ завода. Собственные месторождений Sakhalin Energy хватит только для обеспечения производства СПГ на первых двух линиях. В 2018 г. они позволили проекту экспортировать 11,4 млн. т. сжиженного газа.

Источник: Sakhalin Energy.

В качестве ресурсной базы третьей очереди СПГ завода «Газпром» планировал использовать Киринское и Южно-Киринское месторождения. Но первое имеет небольшие запасы - 162,5 млрд куб. м. по категории С1, и промышленная добыча на нем составит около 5,5 млрд. куб. м. газа на «полке». А Южно-Киринское имеет значительно большие запасы - 814,5 млрд. куб м. по категории С1+С2 и проектную мощность добычи – 21 млрд. куб. Однако Южно-Киринское месторождение предполагалось разрабатывать с применением автономных подводных добычных блоков американских компаний Cameron, GE Subsea и FMC Technologies. Но в августе 2015 г. власти США запретили поставку подобного оборудования для Южно-Киринского месторождения. После этого для «Газпрома» вопрос закупки газа с «Сахалина-1» вновь стал актуален.

Проблема приобретения «Газпромом» газа у Exxon Neftegas ранее объяснялась исключительно экономически: компания Миллера была готова покупать сырье по внутрироссийской цене, а оператор «Сахалина-1» вроде как хотел продавать по экспортному нетбэку. Из-за этого стороны и не могли договориться. Однако в настоящее время ситуация сильно изменилась. После того, как пост главы «Роснефти» занял Игорь Сечин вопрос о покупки газа для сжижения на третьей очереди «Сахалина-2» перешел в плоскость аппаратной борьбы. Для «Роснефти» теперь не важно по какой цене «Газпром» предлагает купить сахалинский газ, газовый госконцерн воспринимается как конкурент как на рынках энергоресурсов, так и Миллер как аппаратный соперник. Поэтом «Роснефть» и выдвинула идею строительства собственного СПГ завода.

Изначально предполагалось построить новый завод неподалеку от существующего – на юге Сахалина. При этом «Роснефть» потребовала предоставить ей возможность использоваться Транссахалинский газопровод для доставки газа из района добычи «Сахалина-1» до площадки нового завода. В итоге Sakhalin Energy фактически выиграла суд против «Роснефти», так как постановление подразумевало, что оператор «Сахалина-2», являющийся собственником Транссахалинского газопровода, имеет приоритетное право использования трубы. Хотя свободные объемы «Роснефть», по решению суда действительно могла использовать. Именно после этого «Роснефть» перенесла проект «Дальневосточный СПГ» с Сахалина в Де-Кастри в Хабаровском крае.

История суда «Роснефти» и «Газпрома» за Транссахалинский газопровод обнажила огромную проблему системы управления отечественным ТЭКом: отсутствие государственной политики в энергетике. Судебный спор между двумя госкомпаниями сам по себе выглядит абсурдно. Нынешний планы «Роснефти» все-таки реализовать проект «Дальневосточного СПГ» также должны оцениваться с точки зрения государственной выгоды. Тем более госкомпания, наверняка попросит у государства преференций и льгот для данного проекта, ведь просит господдержку для реализации СПГ проектов уже стало нормой для российских компаний. А для государства монетизация газа «Сахалина-1» с помощью строительства нового СПГ завода в Хабаровском крае не самый выгодный вариант, так как затраты будут больше, чем при строительстве третьей очереди действующего СПГ завода на Сахалине. Можно предположить, что именно в этом Миллер будет убеждать Владимира Путина в ближайшее время.

Проблем «Дальневосточному СПГ» может доставить и НОВАТЭК, собственникам которого невыгоден СПГ-проект «Роснефти». Ведь он создаст дополнительное предложение на азиатском газовом рынке. Хоть СПГ с Ямала и имеет низкую себестоимость, но его нужно транспортировать по Северному морскому пути, что является существенной строкой расходов. А «Дальневосточный СПГ» будет располагаться в непосредственной близости к рынкам сбыты: Япония, Китай, Южная Корея. Кроме того, если проект «Роснефти» будет привлекать дополнительных инвесторов, то иностранные компании окажутся перед выбором: войти в новые СПГ-проекты НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане или в «Дальневосточный СПГ». Подобная перспектива явно не понравится НОВАТЭКу.

Таким образом, говорить о то, что «Дальневосточный СПГ» точно будет реализован еще рано: и «Газпром» и НОВАТЭК скорее будут противодействовать этому. Однако и «Роснефти» есть свои козыри в рукаве: Сечин может убеждать Владимира Путина предоставить государственную помощь проекту, так как «его» СПГ будет конкурировать на азиатских рынках с американским СПГ. Главное, чтобы в итоге «Дальневосточный СПГ» не стал конкурировать с газопроводными поставками «Газпрома» на китайском рынке, а то НОВАТЭК тоже обещал не поставлять СПГ на европейский рынок, а вышло все не так…

Опубликовано: ИРТТЭК, 12.09.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики