Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Шувалов захватил идею интеграции

Игорь Шувалов захватил идею интеграции

 

В правительстве создается единая комиссия по экономическому развитию и интеграции, которая заменит шесть существующих, в том числе комиссию по повышению устойчивости российской экономики, отвечавшую за антикризисную стратегию властей. Новый орган возглавит первый вице-премьер Игорь Шувалов. А функции председателя совета по финансовому рынку при президенте России он отдаст главе Минфина Алексею Кудрину.

Российское правительство приняло решение о создании комиссии по экономическому развитию и интеграции. Этот орган начнет функционировать с января 2010 года. «Комиссия получит функции шести существующих правительственных комиссий», – заявил во вторник, 22 декабря, первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Новой комиссии перейдут все функции комиссии по повышению устойчивости российской экономики, комиссии по вступлению в ВТО и ОЭСР, по экономической интеграции, по техническому урегулированию, по защите интеллектуальной собственности и по таможенно-тарифному регулированию. Таким образом, комиссия по повышению устойчивости российской экономики, главный орган правительства по борьбе с кризисом в уходящем году, по сути, прекратит свое существование.

Интеграция в приоритете

Одна из главных целей вновь создаваемой комиссии – достижение цели создания единого экономического пространства к 1 января 2012 года. «Мы до 24 месяцев – крайний или предельный срок – это 1 января 2012 года, когда мы должны создать единое экономическое пространство. Эта работа потребует высокой концентрации экспертных, административных возможностей, и эта работа неотделима по внешнему и внутреннему фактору», – подчеркнул Шувалов.

По словам Шувалова, если раньше приходилось заниматься и мерами оперативного реагирования на кризисные явления, и созданием Таможенного союза, и многими другими вопросами, то теперь наступает этап, когда «все эти процессы неразделимы».

Однако уже сейчас правительство для себя определило приоритеты. Один из них – вступление России в ВТО. «Главной задачей работы комиссии станет развитие российской экономики, сопряженное с интеграционными процессами, с приоритетной задачей по вступлению России в ВТО, что мы будем делать достаточно активно начиная с первых месяцев 2010 года», – пояснил Игорь Шувалов.

Кроме того, новая комиссия получит право принимать окончательное правительственное решение по таможенно-тарифному регулированию. По словам Шувалова, до формирования Таможенного союза правительственная комиссия принимала решения, но они носили «рекомендательный характер», а затем оформлялись постановлениями правительства. Теперь порядок принятия решения изменится.

«Поскольку создан наднациональный орган – комиссия Таможенного союза – созданная комиссия будет принимать меры тарифной защиты, и это будет являться основой для принятия представителями Таможенного союза очередных решений», – заявил Шувалов. Первый вице-премьер подчеркнул, что именно в рамках вновь созданной комиссии «будут приниматься окончательно правительственные решения».

Оптимизация правительства

Комиссию по экономическому развитию и интеграции России возглавит вице-премьер Игорь Шувалов. Вместе с тем он больше не будет занимать пост председателя совета при президенте России по финансовому рынку. Эти функции перейдут к министру финансов Алексею Кудрину. Планируется, что полномочия совета будут расширены: теперь этот орган будет курировать и вопросы денежно-кредитной политики.

Как пояснил на брифинге Игорь Шувалов, финансовые власти будут заниматься вопросами финансовой интеграции и денежно-кредитной политики, а вновь созданная комиссия концентрироваться на вопросах экономического развития и интеграции в целом. «Считаем, что решение о совете по финансовым рынкам и решение по правительственным комиссиям, которые будут заниматься вопросами интеграции, должны состояться одновременно», – полагает Шувалов.

Кроме того, планируется создание «общей комиссии». Она будет состоять из небольшого количества участников, чтобы была возможность «более оперативно принимать решения». При ней будет работать «достаточное число подкомиссий», которые будут функционировать на постоянной основе и готовить решения по специальным вопросам.

Между тем, по словам Шувалова, благодаря созданию новой комиссии число органов при правительстве сократится. «Комиссия будет работать оперативно», – пообещал вице-премьер правительства.

Внутренние дискуссии

«Создание подобной комиссии – отражение внутренних дискуссий внутри кабинета министров, потому что пока нет единого мнения относительно того, стоит ли вообще интегрироваться и куда», – считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, Игорь Шувалов является сторонником интеграции, и не исключено, что он пытается эту инициативу окончательно «захватить».

«Обычно действуют посредством создания бюрократических институтов типа таких комиссий. Между тем вопрос о том, стоит ли вступать, например, в ВТО, пока остается открытым. Так, для российской экономики интеграция в ВТО – далеко не самая яркая проблема, и назвать ее ключевой нельзя», – полагает Симонов.

Говоря о том, насколько эффективным будет вновь созданный орган, эксперт подчеркнул, что в России было создано немало комиссий, и многие из них наделяли широчайшими полномочиями. «Я помню, сколько было шума, когда создавали комиссию по иностранным инвестициям в стратегические отрасли. А в итоге она собралась четыре раза за полтора года существования», – напомнил Симонов. По его мнению, все будет зависеть от того, насколько влиятельными окажутся оппоненты Игоря Шувалова. «Заявление о том, что с января начнет действовать какой-то «мега-монстр», вовсе не означает, что он действительно появится», – не склонен опережать события эксперт.

Автор: Наташа Говорова

Источник: Gzt.ru, 22.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики