Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риск бюрократии и коррупции. Дмитрий Козак раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений

Риск бюрократии и коррупции. Дмитрий Козак раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений

Вице-премьер увидел в законе «избирательный подход» при предоставлении господдержки. По его словам, это грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции

Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, раскритиковал законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Письмо с замечаниями он направил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову, сообщает РБК со ссылкой на источники.

Документ ранее был подготовлен Минфином. Он описывает процедуры соглашений с инвесторами в двух режимах: универсальном и индивидуальном. При этом, по мнению Козака, в законопроекте есть «избирательный подход» при предоставлении господдержки. Это грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции, заявил вице-премьер. Например, такой механизм, как индивидуальные соглашения, заставляет прибегать к личным договоренностям с представителями власти, а не работать в правовом поле.

Другая проблема — в предложении Минфина отбирать инвестпроекты при помощи финансово-инвестиционного аудита. По мнению Козака, такой подход не гарантирует объективности, так как документы инвесторов могут содержать оценочную информацию. Все это опять же грозит коррупцией.

О претензиях Козака Business FM поговорила с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— С одной стороны, я позицию Козака понимаю и разделяю, потому что любые исключения — это всегда очень порочная, действительно потенциально коррупционная практика. Но проблема заключается в том, что у нас, к сожалению, вся система государственного управления строится именно на таком принципе. И когда Козак гордо, например, говорит, что он против избирательности, что нужны общие правила игры, я с этим согласен. Только у меня огромный вопрос: почему, когда в нефтегазовой отрасли, которую курирует Козак, возникают вопросы о льготах, о привилегиях, об особых режимах, господин Козак не говорит о том, что он возмущается такими подходами и такими требованиями? Что далеко ходить: вот рассматривается вопрос об арктических льготах для «Роснефти» на 2,6 трлн, эту тему обсуждают. Почему по Приобскому месторождению сейчас двум компаниям дали льготы, а остальным компаниям, у которых аналогичные месторождения с аналогичным уровнем обводненности, этих льгот не дают? Почему проект «Ямал СПГ» не платит никаких налогов и получает деньги из государственного бюджета на финансирование инфраструктуры? Почему Козак этим не возмущается? Это то же самое — особый режим, особые условия, особые привилегии. Германа Грефа возьмите. Тоже все время говорит: нужны общие правила игры, нужны хорошие условия для частных инвестиций. А как дело дошло до Антипинского НПЗ, который принадлежит Сбербанку, тут же пишет письмо Путину: а можно мне особый налоговый режим?

— Насколько сейчас слово Козака веско и имеет значение?

— Это важный вопрос, у меня возникает ощущение, что сам Козак сейчас находится перед серьезным вызовом, потому что он пришел как вице-премьер, и все знали, что это человек, наделенный особым доверием Путина, имеющий прямой выход на президента. Сейчас возникает вопрос, а насколько этот человек действительно авторитетен и насколько его слово решающе. Но Козак сам создает себе проблемы, когда оказывается в ситуации. Возьмите, опять же, свежую историю с нефтепроводом «Дружба». Есть позиция «Роснефти», а есть позиция «Транснефти». Они прямо противоположны. Что они делают? Они приходят к Козаку и спрашивают: вице-премьер, кто прав в нашем споре? Козак говорит: я не знаю, тут надо разбираться. То есть Козак, оказываясь в такой сложной ситуации, когда от него требуется политическая воля, как у нас принято говорить, этой воли не проявляет.

Как сообщил источник РБК в правительстве, сейчас проект закона противоречит другим мерам поддержки, в том числе специнвестконтрактам. Поэтому окончательного решения о СЗПК пока не принято.

Источник: BFM.RU, 17.09.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики