Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ из Туркмении: Россия не прогадала

Газ из Туркмении: Россия не прогадала

Россия заключила стратегически выгодный контракт на поставки туркменского газа в 2010 году, считают эксперты. Положительным фактом является утверждение европейской цены закупок газа и фиксированный объем поставок, а также закрепление России на туркменском рынке. Но в перспективе нужно уходить от политики «латания дыр» за счет импорта газа

Россия и Туркмения договорились возобновить поставки газа из этой среднеазиатской республики в январе 2010 года. Цена, в первые в истории газовых отношений двух стран, будет определяться по европейской формуле. Условия нового контракта закупки туркменского газа выгодны для России, считают эксперты, опрошенные «Интерфаксом».

В частности, эксперты считают положительным утверждение европейской net-back цены закупок газа. Так, аналитик банка Nomura Мария Радина подчеркнула, что никогда не было официальных подтверждений тому, что в 2009 году «Газпром» закупал туркменский газ по европейской цене за вычетом транспортных затрат. В частности, отмечает аналитик, премьер-министр РФ Владимир Путин в декабре 2008 года говорил, что цена закупок туркменского газа в первом квартале 2009 года составит около $340 за тыс. кубометров. «С учетом того, что за этот период средние цены в Европе были на уровне $380 за тыс. кубометров, то цена закупок туркменского газа была выше net-back европейской цены. Таким образом, несмотря на то, что пока „Газпром“ не обнародовал индикативную цену закупок туркменского по крайней мере в I квартале 2010 года, очень хорошо, что стороны договорились о принципах ценообразования», — резюмировала она.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также считает, что в 2009 году Россия закупала туркменский газ, основываясь не по цене net-back, а по фиксированной цене. По мнению К.Симонова, цена на газ была установлена на весь год, а не менялась поквартально, что не отражало падения цен на европейских рынках.

Косвенно это мнение подтверждают слова вице-премьера Игоря Сечина, высказанные в июне 2009 года о том, что он планирует провести переговоры о переходе с фиксированной цены поставок на формулу цены на газ. «Еще в ходе моих переговоров в Туркмении «Туркменгаз не возражал по поводу перехода к формуле цены», — говорил он.

В целом К.Симонов полагает, что цена, установленная на 2010 год, лучше, чем цена 2009 года. «Фиксировать цену на год было нецелесообразно, поскольку было очевидно, что колебания (цены в Европе) поквартально будут велики», — сказал эксперт.

Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев также считает, несмотря на то, что «Газпром» не раскрывает ценовые условия поставок туркменского газа в Россию, отмечая лишь, что в 2010 году впервые «в истории российско-туркменских отношений в газовой сфере поставки газа будут осуществляться на основе формулы цены, которая полностью соответствует условиям европейского газового рынка», эти цены будут близки к net-back европейской цены газа.

Относительно объема поставок в 30 млрд кубометров на 2010 год, которые оказались существенно меньше (42,3 млрд в 2008 году), чем ранее, но больше, чем планировалось после прекращения поставок в апреле — 10–11 млрд в 2010 году, эксперты также высказались положительно.

Так, по мнению К.Симонова, спрос на газ и в России, и в Европе, будет восстанавливаться более быстрыми темпами, чем прогнозировалось ранее, и холодная зима наглядно это демонстрирует.

Л.Григорьев считает, что снижение поставок до 30 млрд кубометров газа в год по сравнению с уровнем 2008 года связано с тяжелейшим кризисом на Украине, где ожидается сокращение потребления газа.

Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» отмечает, что зафиксированный уровень поставок также является положительной новостью. «Надо иметь ввиду, что у России с Туркменией было рамочное соглашение от 2003 года, которое предусматривало закупку в республике в 2010 году 70–90 млрд кубометров газа», — сказал аналитик. «Сейчас спрос упал, цены на среднеазиатский газ резко выросли, такой, как была, потребности в центральноазиатском газе нет, так что надо было проявить гибкость, и пересмотреть эти контракты», — добавил он.

М.Радина в свою очередь отмечает, что хотя с точки зрения того, что эти объемы окажут давление на добычу российского газа, со стратегической точки зрения эта новость все-таки положительна.

В числе стратегических выгод России эксперты называют закрепление на туркменском рынке в условиях конкуренции с другими импортерами туркменского газа.

Так, по мнению В.Нестерова, Россия не могла отказаться от роли крупного импортера туркменского газа и от сотрудничества в области энергетики, поскольку это политически и стратегически важно для обеих стран. За влияние в регионе борются Китай, США и Европа, Россия и другие крупные страны. «России, на мой взгляд, важно было предотвратить то, чтобы Туркмения организовала экспорт газа в Европу напрямую, то есть, минуя Россию — например, по газопроводу Nabucco. Появление нового конкурента-поставщика сетевого газа в Европе для России нежелательно. Теперь же участие Туркмении в проекте Nabucco, конкурирующем с газопроводом „Южный Поток“, представляется крайне сомнительным», — резюмировал В.Нестеров. С ним согласен и К.Симонов.

При этом К.Симонов считает, что Россия предложила Туркмении более выгодные условия закупки, чем Китай, поскольку «Туркмения взяла курс на диверсификацию ради самой диверсификации». По его мнению, Китай уговорил Туркмению закупать газ по формуле цены, привязанной к цене других энергоносителей, как предлагал и России в ходе переговоров о закупках ее газа. «Я считаю, что это неправильно — сравнивать газ с низкокачественным китайским углем», — подчеркнул К.Симонов.

В то же время К.Симонов отмечает, что Туркмения будет наращивать объем поставок газа в Китай в ущерб себе, при этом ресурсная база поставок совпадает с ресурсной базой для поставок газа в Россию. «Туркмения тем самым показывает, что эти ресурсы в среднесрочной перспективе будет отдавать Китаю», — полагает эксперт.

М.Радина отмечает, что поскольку непонятно, хватит ли у Туркмении запасов, чтобы обеспечить газом Россию и Китай, Россия должна выиграть от того, что покупает туркменский газ по рыночной цене.

В.Нестеров отмечает, что среднеазиатский газ выполнял роль своего рода «топлива переходного периода», пока «Газпром» перейдет к освоению Ямала, Штокмана и других крупнейших месторождений.

В то же время К.Симонов считает, что в среднесрочной перспективе Россия должна понимать, что это старая политика еще «времен Рэма Вяхирева» — не добывать свой газ и покупать его в Туркмении. «Она не может стать латателем этих дыр», — сказал он, добавив, что последние годы показали, насколько «надежны» наши политические партнеры. «При первой же возможности они ищут других партнеров», — сказал он.

Среди прочих выгод нового контракта эксперты отмечают достижение взаимопонимания о строительстве внутритуркменского газопровода Восток-Запад, договоренность о строительстве которого была поставлена под сомнение после того, как Туркмения не дала России обещаний о том, что не станет использовать его для последующих поставок в экспортные газопроводы в обход России. «Понятно, что это был компромисс», — подчеркнул В.Нестеров.

«Кроме того, я вижу в достигнутом соглашении значительный синергетический эффект, поскольку, надеюсь, наши компании, не только газо- но и нефтедобывающие, смогут успешнее работать в Туркмении», — резюмировал аналитик «Тройка Диалог».

Источник: Интерфакс-Экономика, 23.12.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики